История возникновения офицерского корпуса в Российской армии (Слайд 4)

Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой

___________________________________________________

    Цели урока: Познакомить учащихся с понятием офицера Российской армии, с историей становления офицерства в России. Рассмотреть высокие требования предъявляемые к офицеру ВС РФ.

    Материальное обеспечение: Компьютерная презентация к уроку, видео приложения, песня О.Газманова – «Офицеры».

    Проверка изученного материала.

Ситуационная задача (Слайд 1). Рядовой А., назначенный на должность командира отделения, отдал приказ ефрейтору С., старшему стрелку того же отделения, заступить в наряд по столовой. Ефрейтор С. обжаловал этот приказ у командира взвода, мотивируя тем, что он старше по званию и срок его службы больше, чем у рядового П. Прав ли ефрейтор С.?

Ответ: нет, не прав. Поскольку рядовой Петров является прямым начальником ефрейтора Сергеева, он может отдать ему такой приказ.

        

    Блиц-опрос:

1. Что такое воинская дисциплина?

2. На чем она основывается и чем достигается?

3. Что такое повиновение?

4. Что такое приказ?

5. Кто имеет право отдать приказ военнослужащему?

6. В чем состоит принцип единоначалия?

7. К каким видам ответственности могут привлекаться военнослужащие?

Изучение нового материала

Видеоролик из фильма «Офицеры» (Слайд 2)

Есть такая профессия — родину защищать

- А что это за профессия такая?

- Родину защищать. Есть такая профессия, взводный».

Как Вы думаете, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока (Слайд 3) – «Офицер Российской Армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.

Вступительное слово

Ни одна страна после Первой Мировой войны не была в столь жалком положении, как Германия. Входившая в XX века как один из двух мировых лидеров, наряду с Англией, после Версальского мирного трактата Германия была унижена и оскорблена.
    Весь мир клеймил позором немецкую военно-политическую машину и приветствовал полный ее разгром и тяжелейшие условия договора 1919г.
    По суровым условиям Версальского договора Германия оказывалась в полной изоляции. Зато за ее счет обогатились практически все союзники. Франция вернула Эльзас и Лотарингию. Значительные территориальные приобретения получили Бельгия и Польша, которая была буквально соткана из бывших восточногерманских и части уже советских земель.
    Также Германия потеряла некоторые пограничные земли в результате плебисцитов: к Дании отошел Шлезвиг, к Польше — часть Верхней Силезии. Саарская область на 15 лет переходила под контроль Лиги Наций, после чего ее судьбу должен был решить плебисцит. Еще одним важным и унизительным фактом стала потеря Германией всех колоний и их передел державами-победительницами. Именно в результате этого пункта в Версальской договоре Того и Камерун перешли к Франции и Англии.
    Однако, на этом союзники не остановились. Отныне германские вооруженные силы должны были быть ограничены 100-тысячной армией. Подавляющая часть военно-морского флота передавалась победителям; вводился запрет на использование новейшего оружия массового поражения. Огромным ударом по экономике Германии стали непомерные репарации странам-победителям.

Через три года после денонсации Версальского мирного договора Германия смогла развернуть многомиллионную отлично подготовленную и обученную армию. Теоретически это невозможно, но практически – исторический факт. Почему Германия смогла так быстро не просто укомплектовать и вооружить, но и подготовить и обучить свои вооруженные силы? Потому, что в армии Веймарской республики процент офицеров был в несколько раз выше, чем в армиях других европейских стран. Почти все кадровые офицеры рейхсвера, уцелевшие после Первой мировой войны, служили в этой армии. Именно они готовили и учили новобранцев вермахта, именно они – авторы разгрома фашистами Польши, Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции.

Вывод из этого исторического примера прост – офицерский корпус – это становой хребет, мозг любой армии.





Вопросы для активизации знаний

1. Когда возник офицерский корпус Российской армии? (30-е гг. XVII в.)

2. Назовите документ, который устанавливал первые воинские чины в России? (Табель о рангах)

3. В чем, по мнению Петра I, состояла воинская честь русского офицера? (Петр I понимал офицерскую честь как служение Отечеству: «В службе - честь!»).

4. Как вы понимаете девиз «Жизнь – Родине, честь – никому?»

История возникновения офицерского корпуса в Российской армии (Слайд 4)

В русской армии офицеры впервые появились в 30-х годах XVII века в полках нового строя, с привлечением (наймом) иностранных командиров (начальников), на Руси назывались Начальные люди. После Нарвской конфузии, Пётр I сделал упор на подготовку национальных командных кадров (офицерский корпус). Офицерский корпус стал формироваться из представителей дворянского сословия.

…полутора столетий офицерство в России не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было наиболее привилегированной частью этого сословия. Офицеры как профессиональная группа в социальном плане стояли выше любой другой социально-профессиональной группы населения в стране. Они обладали наиболее престижным статусом в русском обществе того времени. И вряд ли случайно, что именно этот период ознаменован самыми славными победами русского оружия, именно за это время Россия раздвинула свои границы в Европе предельно далеко (какими они и оставались с тех пор до конца её существования), и именно в то время она была сильнейшей державой мира, занимая в нём такое положение, какое не занимала никогда ни в прошлом, ни в будущем. Вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий поистине были «золотым веком» русской государственности.

— С. В. Волков. Русский офицерский корпус

В 1698 г. по инициативе Петра I были открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве и Мореходная школа в Азове, а в 1701 г. - инженерная школа, школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и другие военно-учебные заведения.

Военные школы, созданные при Петре I, давали юношам хорошее по тому времени общее и специальное образование.

Офицеры, как профессиональная группа, в социальном плане почти всегда стояли выше других групп населения страны. Недаром за офицерами установилось официальное титулование. Формой обращения к обер офицерам (XIV–IX классы) было «ваше благородие», к штаб офицерам (VIII–VI классы) – «ваше высокоблагородие», V класса – «ваше высокородие», к генерал майорам и генерал лейтенантам (IV–III класса) – «ваше превосходительство», полным генералам, генерал фельдмаршалам (II–I класса) – «ваше высокопревосходительство».

Требования, предъявляемые к офицеру Российской армии (Слайд 5):

- офицер должен обладать высоким уровнем сознания, патриотизма, быть готовым выполнить свой долг перед Родиной, чего бы это не стоило;

- в любой обстановке обязан непрерывно и твердо руководить подчиненными, поддерживать высокий боевой дух, подавать пример бесстрашия, вдохновлять и вести за собой;

- должен быть профессионалом высокого уровня;

- уметь творчески мыслить, быстро оценивать обстановку, оперативно принимать правильные решения;

- обладать высокой технической подготовкой, в совершенстве знать и уметь применять на практике вооружение и военную технику;

- офицера должна отличать дисциплинированность и исполнительность;

- повышенные требования к уровню внутренней мобилизованности, психической устойчивости;

- ответственность, самостоятельность и решительность;

- быть физически закаленным, выносливым;

- сохранять высокую работоспособность, четкость и ясность мышления в

экстремальных ситуациях;

- уметь обучать подчиненных;

- обладать разносторонней эрудицией и высоким культурным уровнем,

знать основы военной педагогики и психологии.

Учитель:

         Большое значение имеет личный пример офицера. Мастерское владение своей профессией от генерала до лейтенанта.

         Патриотизм, верность своему Отечеству почитались и почита­ются выше всего в офицерской среде. Большинство офицеров русской армии видели смысл своего существования в служе­нии Отечеству. Это подтверж­дают многочисленные приме­ры. Назовем несколько примеров их проявления в боях с немецкими за­хватчиками. Советские офицеры поразили мир героизмом и по­двигами, которым нет равных в мировой истории.

    Старший лейтенант (впос­ледствии контр-адмирал) Александр Шабалин (Слайд 6), командуя торпедным катером, затем — звеном и отрядом торпедных катеров, потопил 32 боевых корабля и транспорта против­ника. 30 января 1945 г. совет­ская подводная лодка С-13, которой командовал Александр Маринеско (Слайд 6 по щелчку), торпедировала гер­манский лайнер «Вильгельм Густлов». Из 8000 погибших 3700 были немецкими подвод­никами. Специалисты называ­ют уничтожение лайнера «ата­кой века». А всего офицер-подводник Александр Марине­ско со своим экипажем отпра­вил на дно несколько вражес­ких кораблей, сумма их водо­измещения — 41 507 тонн. Лей­тенант Семен Коновалов (Слайд 6 по щелчку) на тан­ке КВ в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. КВ был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумели завладеть немецким танком и угнали его в располо­жение наших войск. Советский летчик Иван Кожедуб (Слайд 6 по щелчку)   сбил 62 самолета противника, Алек­сандр Покрышкин — 59, Николай Гулаев — 57, Лидия Литвяк – 12 вражеских машин. За мужество и героизм, проявленные в боях против немец-ко-фашистских войск, более 6 тыс. офицеров, генералов, ад­миралов и маршалов удостоены высшей степени отличия — зва­ния Героя Советского Союза (Слайд 7). Дважды это звание присвоено 115 из них, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб за­кончили войну трижды Героя­ми Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого вы­сокого звания).

    Высокий профессионализм показали офицеры и солдаты в кампании 1770 г. в сражении у реки Кагул. У Румянцева было около 17 000 чел. Турки, имея 150 000 чел., были уверены в своей победе и не спешили с наступлением. Румянцев опередил турок и 21 июля атаковал их. В результате русские войска одержали блистательную победу. При этом турки потеряли до 20 000 убитыми и ранеными, свыше 2000 пленными. Наш урон – 960 чел.

    Так была поддержана традиция русского офицерства воевать не числом, а умением.

    Наряду с прогрессивными традициями, среди офицеров существовали и существуют негативные (Слайд 8). Если лучшие боевые традиции связаны с такими прославленными военачальниками, как Румянцев, Суворов, Нахимов, то худшие нередко связывают с именами Петра III, Павла I, Аракчеева. Их называют «пруссаческими» или «гатчиновскими». «Гатчиновщина» – это бездумное и бездушное выполнение всего, что приказано, предписано. Самое страшное то, что «гатчиновщина» предоставляет возможность бездарным, безынициативным личностям большие полномочия. В «пруссаческой» системе легко можно скрыть свою лень и бестолковость, просто выполняя «циркуляры». Такие «традиции» были присущи армиям различных стран мира (российской в том числе). Следует отметить, что Российская армия ни разу не выиграла ни одного крупного сражения, готовясь по «прусской» системе.

Офицерская честь

    Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Неукоснительно следовать девизу «Жизнь - Отечеству, честь - никому!» - являлось (и до сих пор явялется) основным нравственным принципом в офицерской среде (Слайд 9) – тихо, на заднем фоне звучит песня О. Газманова – «Офицеры».

    Важнейшим критерием понимания воинской чести с давних времен является личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение.

    Подлость, двуличие, криводушие, нарушение взятых на себя обязательств были нетерпимы в офицерской среде. Офицер не должен легко давать свое честное слово. Фраза «даю слово офицера» считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово - значило раз и навсегда погубить свою репутацию. «Верность слову, не только клятве, всегда отличала офицера. Измена слову, фальшь - низость, недостойная звания его». Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка (дуэли на Руси) очень повышала цену слова и, в особенности, «честного слова». Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. «Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии.

    С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться никаким телесным наказаниям, так как это унижало его достоинство. «Офицер, подвергшийся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы, так как считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию, как таковому». Подчас, например, случались происшествия, когда офицер подвергался нападению на улице со стороны хулиганов и не имел возможности избежать этой ситуации. Тем не менее, в таких случаях он вынужден был подавать в отставку, как не сумевший сохранить достоинство офицерской чести.

    Предлагаю к просмотру видеосюжет о том, как готовят офицеров в Новосибирском высшем военно-командном училище (Видео – «Подготовка офицеров»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: