I. Организационный момент.
Актуализация знаний. Постановка целей занятия.
1. Беседа
- Познакомимся с новой темой.
- Отгадайте загадки:
· Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык,
Но не всегда. А лишь тогда, когда бывают холода (Шарф)
· На десять братьев двух шуб хватает (Варежки).
· Варежки для ног (Носки).
- Что объединяет отгадки? (Это вязаные вещи).
- У кого в семье кто-то вяжет? Кто видел процесс вязания? Кто сам пробовал вязать? (Дети отвечают).
- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на занятии? (Правилам вязания, познакомимся с материалами и инструментами для вязания, одним из приёмов вязания).
II. Работа по теме занятия.
Иучение нового материала.
- Кто считает. Что вязание – это занятие только для девочек? (Ответы детей).
- Обучающиеся рассказывают древнегреческий миф о Тесее и Ариадне (Приложение п. 1),
- Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание, пользовались нитями.
- Учёные пришли к выводу, что первоначально вязанием и плетением из нитей занимались мужчины. Они применяли свои умения в изготовлении приспособлений для охоты и рыболовства. И в качестве крючков использовали кости животных и рыб. Останки вязаных вещей была найдены в одной из гробниц фараонов и датируются IIIв. до н.э. В Древнем Риме, Греции, на Востоке и позднее в странах Европы развивались и процветали искусства, творчество, ремёсла, среди которых особое место занимало вязание. Мастерами в области рукоделия тех времён тоже являлись мужчины.
|
|
В ХVIв. мужчины изобрели ткацкий станок, который увеличил скорость и количество получаемых вязаных вещей, но не вытеснил ручное вязание. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными оказывались вещи ручного производства, особенно связанные крючком.
В России вязание получило своё развитие в ХIХв. И заниматься им стали женщины. Они изготавливали предметы одежды и быта, сувениры и подарки. Нити и крючки первоначально изготавливались в домашних условиях.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и одним из самых любимых видов рукоделия. Множество красивых, полезных и нужных в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.
Игра «Кто больше?»
(Ученики разбиваются на 2 команды, по рядам и по очереди называют вязаные предметы) …
Педагог учитывает ответы, подводит итоги:
- Будем считать, что в игре нет победителей, вы все только что доказали, что достаточно много знаете и связать можно всё, что угодно.
Современные дизайнеры увлеклись гигантским вязанием: обвязывают автомобили, предметы мебели, изготавливают украшения для деревьев, одежду для домов и т.д. Связать можно много самых разнообразных вещей.
|
|
Материалы и инструменты:
- Отгадайте загадку:
Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять (Клубок).
- Из чего можно вязать? Дети отвечают.
Педагог показывает образцы разных видов нитей (хлопчатобумажные швейные, мулине, ирис, шерстяная, смесовая, искусственная пряжа домашнего и промышленного производства).
Хлопок – распространённый в вязании материал растительного происхождения с высокой степенью воздухопроницаемости. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые вязальные нити разнообразны по цветовой гамме, толщине и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые, с добавлением элементов букле и др.). Они применяются для вязания любых узоров и видов изделий.
Из льна производят в основном прочные неотбеленные нити, которые чаще всего используют для декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью, подходит для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
- Вязать можно спицами и крючком.
- Демонстрируются изображения образцов крючков.
- Рассмотрите образцы крючков. (Дети рассматривают).
Они бывают изготовлены из разных материалов (сталь, алюминий, медь, пластмасс, кость, дерево), отличаются толщиной, наличием или отсутствием дополнительной ручки и покрытия рабочей поверхности.
Устройство крючка: он имеет ручку и головку. Выступ на головке крючка называется бородка.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах.
При подборе крючка к пряже следует руководствоваться следующим правилом: диаметр двойной скрученной нити должен соответствовать толщине крючка.
- Как должно быть оборудовано рабочее место? (Предположения детей)
Рабочее место должно быть хорошо освещено, cидеть надо прямо, касаясь спиной спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться: игла, ножницы и др. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и по окончании работы следует вымыть руки.
- Какие правила техники безопасности при работе с крючком следует знать?
С крючком следует обращаться очень осторожно: не подносить к лицу, хранить в коробочках или пеналах. Крючок не должен быть очень острым, чтобы не поранить пальцы. Нельзя пользоваться ржавыми крючками и иглами.
Педагог:
- Прежде, чем приступить непосредственно к вязанию,
научимся держать крючок и пряжу.
- Крючок можно держать двумя способами: как карандаш или ручку, или как столовый нож, сверху большим и указательными пальцами, повернув бородку крючка к себе.
Правши держат крючок правой рукой, а нить левой. Левая рука регулирует натяжение нити. У левшей наоборот.
Рисунок 1. Удержание крючка.
Не следует вращать крючок вокруг своей оси произвольно. Его поворачивают для захвата нити от себя и снова к себе.
· Упражнение по вращению крючка:
Педагог показывает, а ученики повторяют несколько раз. Педагог контролирует работу, направляет деятельность учащихся.
Вязание крючком всегда начинают с набора петель – цепочки (косички). Научившись вязать цепочку, вы легко освоите остальные приёмы, которые заключаются в наматывании нити на крючок и способе продевания её в петлю. Набор производят несколькими способами.
Педагог демонстрирует набор первой петли крючком и роспуск её.
Обращает внимание на правильный захват и удержание нити.
• Упражнение по набору первой петли.
Ученики выполняют набор и роспуск первой петли, педагог консультирует детей, направляет работу, поддерживает, контролирует, исправляет возможные ошибки.
|
|
III. Физкультминутка. Перемена на отдых.
II. Продолжение работы по теме занятия.
Цепочка из воздушных петель. Второе её название – косичка из воздушных петель является началом любого изделия или элемента вязания крючком. Связанная косичка может служить закладкой для книги.
Рассмотрите рисунок – схему 2.
Вязание цепочки из воздушных петель.
- Набор цепочки из воздушных петель крючком.
Ученики выполняют работу по набору косички длиной около 20 см., педагог контролирует, направляет работу, поддерживает, исправляет возможные ошибки.
Ученикам, быстро справившимся с заданием, предлагается связать более длинную косичку и придумать для чего её можно использовать.
· Помните, что цепочку обычно не считают рядом. Это только основа вязания. Ряды пойдут дальше.
· Петля на крючке и нить на крючке не считаются за петлю. Если по инструкции нужно связать цепочку из 10 петель, у вас должно быть 10 петель в цепочке + 1 на крючке.
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Педагог спрашивает детей:
- Что у вас сегодня получилось лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
- За что можете себя похвалить?
- Когда и где вам могут пригодиться знания, полученные на этом занятии?
Дети отвечают.