Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

 

Особенности и средства развития речи освещали в своих трудах                   А.А. Богуш, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.В. Текучева, О.С. Ушакова и другие ученые.

По мнению Л.С. Волковой: «Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, главное средство производственной, политической, культурной, научно-технической, бытовой информации. Устная связная речь как средство общения имеет определенные особенности, пренебрежение которыми обедняет возможности передачи мыслей, переживаний, чувств» [19, с. 46].

Педагог А.П. Усова говорила: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе образовательного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении» [30, с. 25].

Согласно исследованиям М.И. Лисиной: «Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе» [18, c. 23].

Психологи Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн анализируют процесс становления речи как один из видов специфической человеческой деятельности, обеспечивающей общение [5; 17; 28].

Психологи Л.С. Выготский, М.И. Лисина своими исследованиями доказали, что в дошкольном возрасте ребенок свободно владеет диалогичной речью, а его устная связная речь имеет ярко выраженный ситуативный характер. В школе под влиянием изучения родного языка ребенок постепенно осваивает новую форму устного конкретного вещания, которое, по мнению ученых, является «высшей ступенью умственного развития по сравнению с ситуативной» [5; 18].

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность речи, считал                        С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [28, c. 39].

Как отмечает, Т.Н Ушакова: «Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи» [31, c. 50].

Речь имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, она положительно влияет на формирование таких ее важных личностных качеств, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой речи ребенок учится четко и ясно мыслить, устанавливать контакт с теми, кто его окружает, может инициировать собственные идеи, принимать участие в различных видах детского творчества.

В освоении речью ребенок идет от частного к целому: от отдельных слов в сочетании двух-трех слов, далее к простой фразе и сложным предложениям. Конечным этапом связной речи, как отмечает психолог                 С.Л Рубинштейн, является способность составления нескольких предложений, объединенных общим смыслом. Связной называют такую речь, которая может быть понятной на основе её собственного предметного содержания [28].

Современная лингвистика и лингводидактика рассматривают понятие речи в двух направлениях – как процесс создания связного высказывания и как продукт речи (текст или дискурс).

Результатом и продуктом речи является текст – словесно выраженный продукт речевой и мыслительной деятельности человека, которому свойственна завершенность, структурная целостность, целеустремленность и прагматическая установка.

Специалисты лингводидактики в последнее время употребляют термин «дискурс» другими словами «беседа», который характеризует продукт именно устной речи.

Лингвист Л.Н. Ефименкова определяет беседу как связный текст в сочетании с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и др.) факторами, т.е. текст, взятый в процессуальном контексте [9].

Речь выполняет ряд важных функций, главной из которых является коммуникативная, которая реализуется в диалоге и монологе – двух основных формах. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности, которые предопределяют содержание и характер методики их формирования. Лингвистика противопоставляет диалогическую и монологическую речь, исходя из их различной коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природы [8].

Диалог определяют, как форму речевой коммуникации, участники которой обмениваются репликами-высказываниями.

Диалогом называют также слушание и проговаривание в основном небольших, неполных, эллиптических предложений простого строения, которыми обмениваются собеседники. Он происходит в определенной ситуации и сопровождается активной и выразительной интонацией, мимикой, жестами. Собеседникам знакомый общий предмет разговора, поэтому мнения и суждения краткие, неполные, иногда фрагментарны. К лингвистическим характеристикам диалога относятся: разговорная лексика, фразеология; прерывистость, недосказанность, сокращенность; наличие простых и сложных бессоюзных предложений; импровизационный, реактивный характер высказываний [6].

Типичным для диалогической речи является активное применение шаблонов, клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения. Диалог, как и речь одного человека, ориентирована на восприятие ее другими

людьми, который не предполагает сиюминутного, непосредственного отклика слушателей, определяется как монолог. Ориентация на слушателя требует понятности и содержательности речи, ведь информация, которую желает выразить говорящий, не известна другим.

К лингвистическим характеристикам монолога относятся: применение преимущественно литературной лексики; развернутость высказывания; наличие осложненных синтаксических конструкций; стремление к четкому грамматическому оформлению связности на основе развертывания системы элементов связи; определенная завершенность. Говорящий в основном использует внеречевые и интонационные средства выразительности, однако, в отличие от диалога, они играют второстепенную роль, поскольку менее эмоциональный монолог.

Доктор педагогических наук, Т.Н Ушакова, подчеркивая первичность диалога, доказала, что монолог зарождается в недрах диалога [31].

Специалисты лингводидактики, определяя способы формирования детского вещания, акцентируют внимание на творческом характере усвоения детьми родного языка. Построение монологического высказывания требует от говорящего проявления творчества, умение продумать содержание, правильности его словесного оформления. В связной речи наглядно проявляется осознание ребенком речевого действия.

Как отмечает И.А. Зимняя, речевое высказывание требует внутреннего программирования и внешней языковой деятельности, во время которой говорящий опирается на некую внутреннюю схему, синтаксическую модель, что дает ему возможность строить высказывание нужного качества. Это объясняет важность выделение задачи, направленной на формирование таких качеств самостоятельного связного высказывания, как целостность, содержательность, логическая последовательность, образность, креативность [11].

Таким образом, нужно целенаправленно развивать определенные качества связного высказывания через погружение ребенка в коммуникативную ситуацию с целью привлечения к диалогу как предпосылки формирования более сложной формы монологического высказывания.

Анализируя детскую речевую деятельность, исследователи                  Л.С. Выготский, И.А. Зимняя говорят о том, что речь может быть ситуативной (она связана с конкретной ситуацией, но не воспроизводит в словесных формах связного смыслового целого) и контекстовой (смысл которой понятен из самого контекста высказывания) [5; 11].

Устоявшимся является взгляд на особенности формирования связной речи, согласно которым ситуативная речь связывается с диалогичной, а контекстовая – с монологичной и в целом с определенным возрастным периодом. Так, по данным советского психолога Д.Б. Эльконина переход от внешней речи к внутренней, от ситуативной к контекстовой происходит у детей в возрасте четырех-пяти лет [32].

Особенности развития речи на разных возрастных этапах определяют характер педагогических действий, направленных на формирование детской речи.

Речевая деятельность сопровождает все, чем живет ребенок, и развивается вместе с ним. Связная речь является самостоятельным видом мыслительной деятельности; вместе с тем, она выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения, поскольку выступает средством получения знаний и контроля за ними.

Исследования проблемы развития речи и обучения языку                           В.Г. Петровой позволили определить и теоретически обосновать три аспекта развития речи детей: структурный (формирование фонетического, лексического, грамматического уровня языка); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения коммуникативными средствами, развитие связной речи, форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный или познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) [27].

Обучение речи происходит через два взаимосвязанных процесса: осознание и преобразование речевого опыта под влиянием знаний о языке; комплексное применение ребенком языковых и неязыковых средств с целью использования единиц языка для мышления, общения и осознания собственной личности в процессе жизнедеятельности, наполнения и конкретизации элементарных знаний о языке материалом речевого опыта [8].

Взаимообусловленность этих процессов в учебно-воспитательной работе с детьми недостаточно конкретизирована прежде всего из-за отсутствия современных диагностических методик речевого развития, которые бы базировались на трех аспектах развития языка и речи детей: структурном, коммуникативном и познавательном.

Психолог Г.М. Дульнев определяет такие главные направления речевого образования детей: лингвистический (охватывает фонетику, лексику, грамматику и синтаксис языка); речево-деятельностный (предусматривает активное участие ребенка в процессе овладения языком и речью); коммуникативную (заключается в переориентации цели обучения детей дошкольного возраста на формирование коммуникативных умений и навыков при условии учета речевых возможностей каждого ребенка); национально-культурологический (предполагает усвоение детьми культурного опыта русского и других народов) [7].

Таким образом, ученые доказали, что в речи проявляются все речевые умения и навыки ребенка. Потому, как ребенок строит связное высказывание, насколько он точно умеет подбирать слова, как использует средства художественной выразительности, можно судить об уровне его речевого развития. В настоящее время ученые имеют в своем распоряжении богатый практический материал и базу экспериментальных данных о процессах развития речи под влиянием целенаправленного педагогического воздействия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: