Глава 2. Методические основы формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «окружающий мир»

Диагностика диалогических умений у младших школьников с умственной отсталостью

Комплексная диагностика диалогических умений у младших школьников с умственной отсталостью может включать такие методики:

Методика №1 Индивидуальные беседы с детьми на тему: «Моя любимая игрушка».

Цель: Изучить особенности диалогического общения в специально организованных беседах.

Описание методики: установить контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создать ситуацию разговора [4].

Для определения особенностей диалогического общения детям задаются такие вопросы:

1) Какие игрушки у тебя есть дома?

2) Для чего они тебе нужны?

3) Какая самая любимая?

4) Откуда она у тебя появилась?

5) Как она выглядит?

6) Почему она тебе нравится?

7) Во что можно поиграть с твоей любимой игрушкой?

8) Чем тебе она дорога?

9) Бережно ли относишься к своей игрушке?

10) Если бы тебе взамен дали 5 разных игрушек отдал бы ты ее

При оценке используется балльная система.

Достаточный уровень – 5 баллов;

Средний уровень – 3-4 балла;

Низкий уровень - 2 балла и ниже.

Методика №2 «Речевые ситуации»

Цель: выявить умения учащегося самому вступать в диалог, используя формы речевого этикета (приветствие, просьба).

Описание методики:

I ситуация: Ты пришёл в школу, встретил учителя. Как ты её будешь его приветствовать?

II ситуация: Ты хочешь взять свою любимую книгу, она высоко на шкафу. Как бы ты обратился за помощью?

При оценке используется балльная система.

Достаточный уровень – 5 баллов;

Средний уровень – 3-4 балла;

Низкий уровень - 2 балла и ниже.

Методика № 3 «Речевые задания»

Цель: выявление умений у ребёнка задавать вопросы в ходе разговора.

Описание методики: ребёнку показывается сюжетная картинка, и задаются вопросы по её содержанию:

– «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Во время эксперимента не вступать в беседу с ребёнком, а только отвечать на вопросы. В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей.

Показатели коммуникативных умений: умение поддерживать и завершать диалог; умение вступать в диалог; стиль общения; тон общения; особенности речи.

После выполнения трёх заданий подсчитывалась суммарная оценка уровня развития диалогической речи.

При оценке используется балльная система.

Достаточный уровень - 5 баллов;

Средний уровень – 3-4 балла;

Низкий уровень - 2 балла и ниже.

Полученные результаты учащихся с умственной отсталостью распределяются по уровням развития диалогических умений у младших школьников с умственной отсталостью:

Достаточный уровень: ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений в ходе диалога. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ученика не отличается выразительностью.

Средний уровень: учащийся может участвовать в диалогическом общении, может самостоятельно составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова. Учащийся допускает грамматические ошибки в диалогическом высказывании примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень: у учащихся этого уровня связная речь не сформирована. Они могут составлять простые предложения из 1-2 слов с помощью учителя, но самостоятельно в речи не используют. Диалог с партнёром по своей инициативе строить не могут, поддерживают разговор, начатый другим собеседником одним словом, кивком, жестом. Не могут составить описательный рассказ, рассказ по сюжетной картине, по серии картин, вместо рассказа могут перечислять знакомые предметы и действия, могут составлять рассказ из 1-2 предложений о проделанной работе, происшедшем событии [4].

Таким образом, выше охарактеризованные методики позволят выявить актуальный уровень развития диалогических умений младших школьников с умственной отсталостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: