Урок № 44
ТЕМА: Природа света. Отражение и преломление света
1. Сформулировать ответы в тетради на оценку:
- Каково значение света в жизни человека, в познании природы, в развитии наук?
- Какое излучение называют светом?
- Какой раздел физики называют оптикой?
- Приведите примеры естественных и искусственных источников света.
- В каком случае мы можем видеть тела, не являющиеся источниками света?
- Что называют лучом света?
- Прочтите закон прямолинейного распространения света.
- Объясните возникновение тени от предмета. Как зависит размер тени от расстояния между предметом и источником света?
- Объясните возникновение полутени. В каком случае можно получить четкую тень от предмета?
- Какова причина возникновения солнечных затмений? Какие опытные данные можно получить при наблюдении солнечных затмений?
- Какова причина лунных затмений?
- Приведите примеры использования закона прямолинейного распространения света в практической деятельности человека.
2. Изучение нового материала
Прочитать и запомнить, что:
Световой луч – линия, вдоль которой распространяется световая энергия.
Световой луч – это пучок света, толщина которого много меньше расстояния, на которое он распространяется. Такое определение близко, например, к определению материальной точки, которое дается в кинематике.
Законы отражения: (см. Рис. 1).
1) Отраженный луч лежит в одной плоскости с падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред.
2) Угол падения равен углу отражения
Закон преломления 1)Падающий луч, преломленный луч и нормаль к границе раздела двух сред в точке падения лежат в одной плоскости.
2) Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для этих двух сред, равная относительному показателю преломления второй среды относительно первой.
Интенсивность отраженного и преломленного луча зависит от того, какова среда и что собой представляет граница раздела.
Физический смысл показателя преломления:
Показатель преломления показывает как измениться скорость при переходе из одной среды в другую.
Показатель преломления является относительным, так как измерения проводятся относительно двух сред.
В том случае, если одна из сред – это вакуум:
С – скорость света в вакууме,
n – абсолютный показатель преломления, характеризующий среду относительно вакуума.
Плоское зеркало
Плоским зеркалом называется предмет (плоская поверхность), способный зеркально отражать падающие на него лучи света. В обычном понимании зеркало представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. В остальном же, зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.
Построение изображения светящейся точки в плоском зеркале
Для построения изображения светящейся точки в плоском зеркале достаточно построить точку, симметричную ей. Так как в изображении сходятся не сами лучи, а только их продолжения, в действительности изображения в этой точке нет: нам только кажется, что из этой точки исходят лучи. Подобное изображение принято называть мнимым.
Изображение предмета в плоском зеркале
Плоское зеркало даёт мнимое, прямое и равное по размеру изображение, которое расположено на таком же расстоянии от зеркала, что и предмет, т.е. изображение симметрично самому предмету.
Построение изображения светящейся точки в плоском зеркале
Для построения изображения светящейся точки в плоском зеркале из множества лучей, исходящих от неё, обычно выделяют только два луча.
1. Луч, перпендикулярный зеркалу (он отразится в обратном направлении).
2. Луч, падающий под углом (он отразится под таким же углом). Продолжения отраженных лучей (изображенных пунктиром) пересекаются в точке S1, которая является изображением светящейся точки S. Для нахождения изображения источника света S достаточно опустить на зеркало или на его продолжение из точки, где находится источник света, перпендикуляр и продолжить его на расстояние OS=OS1 за зеркало.
Общие характеристики изображений в плоских зеркалах:
1. Плоское зеркало дает мнимое изображение предмета.
2. Изображение предмета в плоском зеркале равно по размеру самому предмету и расположено на том же расстоянии от зеркала, что и предмета
Задание 3. Выполнить Лабораторную работу № 20
Лабораторная работа № 20
ИЗУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ТОНКОЙ ЛИНЗЕ
Цель работы: измерить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы одним из способов.
Студент должен:
- уметь: изображать падающий, отраженный и преломленный лучи и обозначать соответствующие углы; изображать ход лучей через плоскопараллельную пластину; обрабатывать результаты измерений; объяснять полученные результаты и делать выводы.
- знать: законы отражения и преломления света, правила построения изображения с помощью собирающей и рассеивающей линзы.
Обеспеченность занятия
Приборы и материалы: источник света, линейка, линза собирающая, лампочка на стойке, экран, соединительные провода, выключатель.
Раздаточные материалы: методические рекомендации для выполнения лабораторных работ студентами по дисциплине «Физика».
Краткие теоретические материалы по теме лабораторной работы
Формула тонкой линзы имеет вид: (1), где d – расстояние от линзы до объекта, f – расстояние от линзы до изображения, F – фокусное расстояние линзы, D – оптическая сила линзы.
Для того, чтобы убедиться в пригодности формулы тонкой линзы, для вашего случая необходимо измерить с помощью этой формулы оптическую силу этой линзы D при различных значениях d и f, найти абсолютные погрешности измерения D и убедиться, что в пределах точности наших измерений оптическую силу линзы можно считать величиной постоянной, т.е. формула работает.
Это можно сделать, измерив расстояния d от предмета до линзы и расстояния f от линзы до реального изображения на экране. Реальное перевернутое изображение на экране для собирающей линзы получается, если предмет расположить от линзы на расстоянии большем фокусного. При этом если расстояние f<d< 2f, то изображение будет увеличенным (рис.1), если расстоянии 2f<d, то уменьшенным (рис. 2). Наблюдаемым предметом может служить светящаяся спираль лампочки.
Простейший способ измеренияоптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы основан на использовании формулы линзы:
(1) или (2)
В качестве предмета используется светящаяся лампочка. Действительное изображение нити накала лампочки получают на экране.
Описание работы
Собрать электрическую цепь, подключив лампочку к источнику тока через выключатель.