1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике
элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2. Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
3. Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
4. Психологические консультации, тренинги, тестирование;
5. Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
6. Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
7. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
8. Создание детских портфолио;
9. Классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
10. Консультирование по возникшей проблеме;
11. Научные кружки, общества;
12. Дискуссия;
|
|
13. ТРИЗ;
14. Игры:различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; игра «Научно - исследовательская лаборатория»; игры А. Зака; ролевые игры;
15. Индивидуальные творческие задания;
16. Продуцирование.
17. Проекты по различной тематике.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проективный;
5. синектика.
Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.
- Метод вживания.
Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
- Метод эвристических вопросов.
Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод сравнения.
Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
- Метод конструирования понятий.
Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
- Метод путешествия в будущее.
Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок.
Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
|
|
- Метод придумывания.
Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
- Метод «если бы…».
Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
- «Мозговой штурм»
Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
К сожалению, не всегда усилия педагога приносят желаемый успех.