ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
АКИШЕВА МАЙЯ АЛЕКСАНДРОВНА
направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Логопедия»
группа З-С(Д)О-Л-16
Курсовая работа
по логопедии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
К защите допускаю: Заведующая кафедрой С(Д)О Андрусёва И.В. | Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р. |
Оценка: ___________________
Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………….. | 6 |
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………. | 6 |
1.2Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………….......... | 11 |
Выводы по главе 1.......................................................................................... | 15 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………... | 16 |
2.1Диагностика речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………….. | 16 |
2.2Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………. | 17 |
2.3Применение игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…. | 23 |
Выводы по главе 2.......................................................................................... | 25 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. | 27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. | 30 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. | 33 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.
Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.
|
|
В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Данная проблема рассматривается в работах Г. В. Гуровец, С. И. Маевской, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, Е. Ф. Соботович, М. Ф. Фомичевой и многих других.
В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, вероятно при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов должно способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования, посвященного теме: «Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Цель исследования – теоретически изучить особенности использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
3. Охарактеризовать роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, диагностические методики речевого развития детей данной категории;
4. Обосновать специфику применения игры и игровых приемов в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования ‑ логопедическая работа с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования ‑ процесс использования игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Объем работы 34 страницы, включая приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
Формирование речевой компетентности – одна из приоритетных задач всестороннего гармоничного развития в дошкольном учебном заведении, в частности в специальном компенсирующего типа для детей с нарушениями речи. Одной из самых распространенных речевых недостатков у детей дошкольного возраста является фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), который заключается в нарушении физического, физиологического и психологического механизмов фонемного образования при сохранении нормального слуха и интеллекта.
|
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования звуковой системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения фонем [7].
Проблеме обучения и воспитания дошкольников с ФФНР посвящены многочисленные научно-методические исследования Г. А. Каше, И. Л. Калашникова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др., в которых рассматриваются методы диагностики и коррекции фонетико-фонематических отклонений у детей [12; 13; 29].
Специальные программы для обучения дошкольников с недостатками речевого развития, можно условно разделить на две группы: общие, которые опираются на психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, и такие, которые фокусируются на конкретной проблеме и базирующиеся на клинико-педагогической классификации [9].
В России на сегодняшний день поддерживают идеи психолого-педагогической классификации речевых нарушений, однако их разнородность требует детального анализа. Поэтому при разработке специальных программ возникает потребность в учете как общего логопедического заключения, так и дифференцированного подхода к преодолению речевых нарушений.
Современные педагоги-логопеды используют российские системы обучения и воспитания детей с ФФНР, которые охватывают старший дошкольный (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) [29] и младший школьный возраст (Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, А. Д. Салахова, Г.Р. Шашкина) [13; 24; 30]. Однако проведение ранней диагностики нарушений речевого развития и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям младшего дошкольного возраста имеет приоритетное значение.
|
|
Исследования И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной доказывают, что фонематическое восприятие всех звуков завершается к концу второго года жизни [22], а М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова подчеркивают, что физиологическая дислалия, которая присуща детям трехлетнего возраста, у четырехлетних детей уже не наблюдается. Это значит, что уже на пятом году жизни можно обнаружить отставание в формировании звукопроизношения вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [20].
Именно поэтому в соответствии с Порядком комплектования дошкольных учебных заведений (групп) компенсирующего типа, в логопедические группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и принимаются дошкольники, начиная с четырех лет. Сложный степень речевого нарушения требует длительной кропотливой логопедической работы, именно поэтому существующие российские коррекционные программы для обучения детей с ФФНР, по которым работают отечественные учителя-логопеды, рассчитанные на два года (старшая и подготовительная группы детского сада) [17].
В существующих коррекционных программах преодоление ФФНР сводится лишь к целенаправленной логопедической работе по коррекции звуковой составляющей речи и фонематического недоразвития, что не учитывает представлений о речи как целостной единой системе в сочетании фонетико-фонематической, лексико-грамматической составляющей и связной речью.
Недостатки звукопроизношения с проявлениями недоразвития фонематического восприятия наиболее распространены среди детей дошкольного возраста. Проблема развития особенностей фонематических процессов, их диагностика и коррекция у детей с недостатками речи была предметом исследования таких ученых как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Е.Ф. Соботович и многих других [14; 15; 27].
Однако, эта проблема остается и в дальнейшем предметом интереса ученых и практиков. В частности, есть необходимость изучения оптимальных сроков усвоения детьми с различными нарушениями речи отдельных задач по формированию фонематических процессов. Своевременная помощь ребенку в преодолении недостатков фонематического развития будет способствовать значительному повышению эффективности логопедической работы с дошкольниками, развивать у них речь. Чтобы освоить грамоту, надо не только слышать и уметь произносить отдельные слова и звуки, из которых они состоят, но и иметь четкое представление о звуковом составе слова.
Недоразвитие фонематических процессов и функций негативно влияет на все стороны речи ребенка. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно правильное произношение, что в будущем приводит к торможению развития лексики, грамматики, препятствует успешному овладению чтением и письмом. Из этого следует цель моего исследования-найти необходимые и целесообразные методы, приемы и способы, которые помогли бы корректировать нарушения фонетико-фонематических процессов у детей [19].
По результатам анализа содержания методик коррекции фонематических процессов у дошкольников и младших школьников Г. А. Каше, Е. Ф. Соботович, А. С. Спиваковская, Т. В. Филичева, и других было определено чтобы научить детей слушать и слышать звуки, различать их между собой, необходимо осуществлять развитие фонематических процессов уже на самых первых этапах логопедической работы. Программа по мнению авторов фонематических процессов у детей с ФФН должна проводится поэтапно. На первом подготовительном этапе работы с детьми по развитию фонематических процессов проводится система работы с младенческими звуками. Второй этап имеет целью познакомить детей с гласными звуками и благодаря подобранным играм и упражнениям на развитие фонематических процессов, научить выделять заданный звук среди других звуков с опорой на слуховое восприятие, общий звук в словах – названиях рисунков, предложенных детям, определять место нужного звука в словах. На третьем этапе работы с детьми должна быть проведена работа по изучение и распознавание смычных согласных звуков [п] - [б], [т] - [д], [к][г]. В отличие от предыдущего этапа, работа на этом этапе проходила медленнее, занятия на определенную группу звуков проводится от 1 до 2, а иногда и 3 недель. Объяснением этого были трудности в усвоении детьми, как правильной артикуляции этих звуков, так и различении их в словах.
В работе с детьми, имеющими недостатки в фонематическое восприятие и нарушенное звукопроизношение Ю.Ф. Гаркуша предлагает структуру занятия, которая включает тему и цель занятия, далее идут следующие его части:
1) формирование звукопроизношения;
2) развитие фонематического восприятия, обучение грамоте;
3) формирование грамматического строя речи [6].
Такая структура занятия позволяет организовать с детьми целенаправленную работу на преодоление имеющихся у них изъянов фонетико-фонематического характера.
Исследователи Л. П. Барылкина, И. П. Матраева, Л. А. Обухова логопедическую помощь детям рекомендуют предоставлять в процессе проведения занятий, которые имеют четко определенную тему, цель и обеспечении необходимым оборудованием. Следующие (основные) части занятия размещении в четкой последовательности:
1) знакомство с частями артикуляционного аппарата;
2) выполнение артикуляционных упражнений для восприятия звуков;
3) развитие слухового внимания на неречевых звуках;
4) развитие фонематического анализа и синтеза;
5) развитие логического мышления;
6) подведение итогов занятия, оценка работы детей;
7) домашнее задание [1].
Предложенная Л. П. Барылкиной, И. П. Матраевой, Л. А. Обуховой структура занятия с детьми, является достаточно насыщенной различными видами работы, а это, безусловно помогает обеспечить положительный результат в преодолении нарушений и фонетических, и фонематических.
Привлекла наше внимание структура занятия, разработанная Г. А. Быстровой, З. А. Сизовой и Т. А. Шуйской, которую предлагается проводить по следующей схеме:
1) Гимнастика для пальчиков;
2) Работа на развитие речевого дыхания и голоса;
3) Работа с упражнениями для губ и языка;
4) Упражнения с речевым материалом;
5) Анализ артикуляции;
6) Итоги занятия.
Первым раздел в данной структуре, гимнастика для пальчиков, стоит не случайно, ибо доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики положительно влияют на развитие звукопроизношения и общих интеллектуальных способностей ребенка. Как указывают авторы предлагаемой структуры, последовательность работы подобрана так, чтобы максимально добиться успехов в исправлении недостатков и потратить на это минимум усилий.
Таким образом, проанализированная общая и специальная психолого-педагогическая литература, и методические источники, дают основания говорить о том, развитие речевой компетентности является первоочередной задачей специального дошкольного учебного заведения. Коррекционно-развивающая работа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предполагает формирование у дошкольников умений ловко, координировано владеть артикуляционным, дыхательным и речевым аппаратами, четко произносить и различать звуки, воспроизводить составную структуру слов, подбирать соответствующие слова и грамматически правильно строить предложения и высказывания.