Диагностика речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи состоит из двух этапов.
На первом этапе проводится диагностика:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематического слуха.
На втором этапе – полученные результаты анализируются и сравниваются.
Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха включает:
1. Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
2. Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т.п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
3. Выделить звук [с] из цепочки звуков, например, [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
|
|
4. Выделить слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша] (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
5. Определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
6. Повторить в заданной последовательности 2 слога [са-ша] (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
7. На столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: кит и кот, кот и ком [30].
Оценка результатов теста:
2 балла – ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.
1 балл – ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.
0 баллов – ребенок не выполняет задание.