Цена как категория рыночного хозяйства

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономиче­скими благами. Различные группы производителей зани­маются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, опре­деляется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория явля­ется одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, уме­нием, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обуви равна четырем платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость (издержки упущенных возможностей) производства обуви у производителя А. Следовательно, ему следует полно­стью сосредоточиться (специализироваться) на производ­стве обуви, другому производителю целесообразнее специ­ализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную сто­имость у производителя В. Принцип сравнительного пре­имущества объясняет как процессы специализации в рам­ках отдельного предприятия, так и в международных мас­штабах.

Условием возникновения рынка является и так называ­емая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйст­венных решений производители.

Экономическая обособ­ленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является ре­жим частной собственности. На последнем выводе необхо­димо остановиться подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав»? Кто станет специали­зироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продук­цию, если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; производитель картофеля лишен права на доход (дол­жен бесплатно сдавать продукцию государству); не суще­ствует права продажи и наследования земельного участка и т.д. Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться».

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках ваше­го города. Однако необходимо получить разрешение сан-эпидемстанции на подобную деятельность;

лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкети­рам, если речь идет о нынешних российских условиях и т.п. Если все эти трансакционные издержки, по предвари­тельным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохо­да, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности. И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существо­вать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться про­изведенной продукцией. Только свободный обмен, суще­ствующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут под­сказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Характерные черты рыночного хозяйства Категории товарное производство и рыночное хозяйство относятся кхарактеристике типов организации производства и общественного хозяйства, которые определяют экономические формы богатства общества. Эволюция типов общественного хозяйства подчинена определенным объективным закономерностям, они уже давно выявлены классической экономической наукой. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) рас­крыл причины возникновения товарных отношений и товарного производства.

Сто лет спустя эти причины были систематизированы Л.Вальрасом в «Элемен­тах чистой политической экономии», в частности, в его теории обмена и теории производства.

Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи произ­водства и потребления как способа разрешения исходного противоречия обще­ственного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство. Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации эко­номики. Для него характерно производство продуктов лишь для удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела.

Решаются наи­более просто: что и как производить, для кого делать - это определяют собственни­ки, работники хозяйства, ориентируясь на внутрихозяйственное потребление. Чер­тами натурального хозяйства выступают замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи. Общество состоит из массы разрозненных хозяйств (семей, общин, поместий, хозяйственных регионов), каждое из которых опирается на соб­ственные ресурсы производства и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Натуральное хозяйство было свойственно прошлым, доиндустриальным этапам ис­тории человечества. Но оно не исчезло окончательно и все еще распространено в развивающихся странах.

Тенденция к натурализации производства может проявляться и у современных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объединений, регионов, в результате чего сворачиваются экономические связи с други­ми звеньями экономики. Отдельные государства могут проводить хозяйственную политику под названием автаркия, когда тенденция к натурализации распространяется на все общество.

Смена натурального хозяйства товарным производством, в котором доминирует специализация производителей на производстве какого-либо одного товара, проис­ходит в результате развития производительных сил и общественного разделения труда.

Принципиальной особенностью общественного труда (научной абстракции. Выражающей подход к труду как к процессу, осуществляемому в масштабе об­щества) является его осуществление в системе общественного разделения труда. Которое предполагает специализацию производителей на производстве какого-либо продукта или услуги.

По своему историческому развитию различают: разделение труда по полу и возрасту -- это естественное общественное разделение труда; выделение ското­водческих племен -- это первое в истории крупное общественное разделение труда: второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства и третье крупное общественное разделение труда ~" выделе­ние купечества. Любое углубление разделения труда приводит, с одной стороны. к появлению новых отраслей и тем самым к расширению многообразия потреб­ностей и способов их удовлетворения, а с другой стороны -- ведет к усилению взаимосвязей производителей. Таким образом, с развитием разделения труда развивается и сам общественный труд. разнообразятся его формы, разрешаются противоречия общества в необходимости удовлетворения возрастающих по­требностей при наличном объеме общественного труда.

По мере развития производительных сил общественное разделение труда уг­лубляется. Расширяется и база товарных отношений. Однако на начальных эта­пах становления общества общественное разделение труда было развито слабо, технический уровень производства находился на крайне низкой технической ступени. В связи с этим товарные отношения развивались медленно и хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Хотя товарное производство воз­никло в период разложения первобытнообщинного строя и получило значитель­ное распространение в «азиатском», античном и феодальном обществах, в каж­дом из них оно существовало в виде своего экономического уклада, роль и значение которого возрастали по мере развития товарных отношений, подрывая условия существования патриархального хозяйства. После промышленной революции конца XVIII -- середины XIX вв. большинство товаров стало произво­диться уже не вручную, а с помощью машин. Резко увеличилось количество това­ров. реализуемых на рынках. Купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше в основном передавались только по наследству. Объектом купли-продажи стала и рабочая сила. Работники могли ею свободно распоряжаться в отличие от крепостных и цеховых ремесленников и подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Экономика, в которой все главные отношения построены на рыночных основах, получила название рыночной. Здесь товарное производство приобретает развернутый характер и начинает играть определяющую роль в системе общественного хозяйства, при этом все или почти все продукты труда производятся для обмена.

 

Заключение

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и уровня жизни общества. Цена - есть денежное выражение стоимости товаров. В цене отражаются общественно - необходимые затраты труда на его производство.

Ценовая политика предприятия - это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях.

Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, предприятие должно ясно представлять цели, которых оно достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация затрат, стабилизация доходов.

Ценовая политика фирмы заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи.

Ценовая политика как для малых, так и для всех остальных предприятий является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии, так как кустарные методы, отношение к цене как к счетной единице не могут гарантировать благополучия предприятия.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: