Психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией

При различных клинических формах патологии у детей могут наблюдаться разные формы общего недоразвития речи. Стойкое и специфическое недоразвитие речи, обозначаемое термином «алалия», возникает при очаговом поражении коры головного мозга в области речевых зон. Подобное поражение может возникать как во внутриутробном периоде, так и в раннем периоде развития ребенка [6].

У детей с алалией часто недоразвиты многие высшие психические функции (память, внимание, мышление и др.), особенно это касается произвольности данных функций. Память у детей с алалией носит свои характерные особенности: сужен его объем, быстро угасают возникшие следы, ограничено удержание словесных раздражителей и т. д.

Вербальная память страдает особенно сильно. Часто у детей с алалией развиваются невротические черты характера, патологические черты личности. У таких детей среди качеств личности можно отметить: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм, повышенная раздражительность, обидчивость, напряженное состояние, склонность к слезам и т. д. Иногда речь используется детьми только в эмоционально окрашенных ситуациях [30].

Логические операции у детей с алалией часто отличаются бедностью, способность к символизации у них снижена, как и способность к обобщению и абстракции, а также ослаблены интеллектуальные операции, которые требуют участия речи. Детям легче выполнять задания, сопровождающиеся наглядной, а не речевой инструкцией, неуспехи сопровождаются у них импульсивностью, хаотичностью в деятельности, пассивностью и утомляемость.

Своеобразно протекают психические процессы детей с алалией, что обусловлено неполноценностью речи или ее отсутствием. Речь не является ведущим средством познания действительности у детей, страдающих алалией, поэтому нормальное развитие интеллекта обеспечивается не всегда. Развитие познавательной деятельности тормозится тем, что недоразвита речевая деятельность. Вариантов речевого развития у детей с алалией много, потому вопрос об интеллектуальном развитии должен решаться дифференцировано. При одних вариантах интеллект у детей практически не страдает, при других – можно наблюдать ярко выраженную интеллектуальную недостаточность, т. е. у детей с алалией можно наблюдать умственную неполноценность от вторичной задержки умственного развития до глубокой умственной отсталости [4].

Алалия относится к патологическому развитию речи из-за поражения участков коры головного мозга в перинатальном или постнатальном периоде жизни ребенка. Из-за недостаточного уровня развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащих в основе дисфазии (моторная или экспрессивная алалия), может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде.

Нарушения речевой системы при алалии согласно данным                          Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркина подразделяются на такие степени:

– Первая степень нарушения речевой системы: все подсистемы языка функционируют аномально, используется ограниченное количество слов, основным компонентом коммуникации выступает кинетическая речь, звукоподражания.

– Вторая степень нарушения речевой системы: используются одно-двухсловные предложения, нарушен или неразвит навык словоизменения, процесс поиска слов нарушен, словарный запас ограничен, звуки в слове заменяются, пропускаются.

– Третья степень нарушения речевой системы: употребляются разно конструктивные предложения, но конструкции во многих случаях деформированы, пропуски и замена слогов – слоговая аппроксимация, многочисленные аграмматизмы [28].

При алалии речевое расстройство заключается в отсутствии речевой функции или значительной ее ограниченности. У одних детей отсутствует экспрессивная речь (когда ребенок не говорит сам), что принято называть моторной алалией, у других отсутствие импрессивной речи (плохо понимают чужую речь) – сенсорная алалия. Так как экспрессивная и импрессивная речь связаны между собой, то, как правило, при обеих формах алалии отмечается недостаточность и того, и другого видов речевой деятельности, но при каждой из них и причинный первичный дефект и вторичные следствия разные.

Дети с синдромом алалии страдают от недостатка сведений, которые черпаются из процесса коммуникации с окружающими. Дети с таким синдромом имеют определенные интеллектуальные особенности: конкретность мышления, затруднение в овладении понятиями, примитивизм, пробелы в знаниях. Все это усугубляется благодаря их физическому состоянию: высокой утомляемостью, снижением работоспособности, слабостью произвольного внимания.

Алалия при этом отличается от других видов речевых расстройств – дизартрии, афазии, нарушений речи при глухоте, аутизме, умственной отсталости. К проблеме алалии нельзя подходить как к проблеме детской афазии, обусловленной поражением речевых зон мозга, как делалось ранее в традиционной логопедии. Мозговая организация детей существенно отличается от той, которая находится в более зрелой стадии развития из-за того, что в мозге ребенка еще не сформированы те речевые зоны, что находятся у взрослого человека [19].

У детей, которые старше 2,5 лет, отдельные участки мозга уже получают речевую специализацию, по этой причине их поражение приводит к «детской» афазии. Она отличается от «взрослой» афазии нестойкостью, т.к. пластичность детского мозга обеспечивает достаточно быструю компенсацию речевого дефекта.

Алалия согласно психологической концепции не может быть обусловлена только моторными причинами. Главным, по мнению                                 А. Либерманна является психологический фактор: нарушение эмоционально-волевой сферы, мышления, внимания, памяти [18].

Сенсорная концепция. Первопричиной является недостаточность речевого слухового гносиса (Н. Н. Тауготт, Р. Е. Левина) [22; 26].

В настоящее время приоритетной является языковая концепция. Ей придерживаются такие исследователи, как В. А. Ковшиков, Н. С. Жукова,            Е. М. Мастюкова, Т. Е. Филичева, В. К. Воробьева, Е. Ф. Соботович,                     Т. Г. Визель. По этой концепции у человека не развивается «языковая способность». Ребенок не овладевает языком как при моторной, так и при сенсорной алалии [5; 7; 13; 17; 25; 28].

Несмотря на это, навыки бессловесного сопровождения у ребенка могут успешно вырабатываться (счет, конструирование, рисование). Это объясняется тем, что, особенно при моторной алалии, речевые стимулы воспринимаются, и вырабатывается внутренняя речь. Формирование внутренней речи при сенсорной алалии также происходит, но сводится к зрительному восприятию картины мира и артикуляционных движений взрослого человека.

Нейропсихологический подход. Кроме того, что у человека есть врожденная готовность к языковому развитию, первично сохраненный интеллект, нужно чтобы между отдельными анализаторами и надстроенными модальностями между ними имелись полноценно функционирующие проводящие пути, по которым информация передается от одной зоны головного мозга в другую. Речь без связи отдельных частей головного мозга развиваться не может. Нейрофизиологические исследования (М. Кинзборн, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) показали, что в раннем речевом онтогенезе большую роль играют процессы левого полушария, отвечающие за речевые функции. Ребенок вначале усваивает неречевые шумы (предметные звуки, звуки животных, природные звуки). Эту информацию накапливает правое полушарие, левое полушарие выбирает из этой информации ту необходимую часть, которая нужна для формирования речи. Такие приобретения правого полушария представляют собой базу для первичных операций речевого развития [1].

Вся звуковая память левого полушария (шипение, мычание, свист и пр.) должна изменяться и превращаться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Таким образом, формируется речевой гнозис.

У алаликов доречевой период проходит без каких-либо отклонений, они соответственно возрасту также, как и обычные дети овладевают различными доречевыми навыками. Трудность состоит в невозможности выделения из неречевых шумов полезных для речи признаков, т.е. слуховой гносис не формируется или формируется дефектно. Звуки, издаваемые человеческим голосом, остаются недоступными, и возникает потребность в немедленной коррекционной помощи. В отличие от сенсорной алалии, когда отсутствуют необходимые связи между правым и левым полушарием мозга, при моторной алалии патологический процесс сконцентрирован в левом полушарии [10].

У ребенка неречевые шумы трансформируются в звуки, при этом необходима способность артикуляционно воплощать их в речь. Это возможно в том случае, если проводящие пути между сенсорной и моторной областями мозга полноценны.

Изложенные представления о патогенезе алалии подтверждаются данными современных аппаратных исследований. У подавляющего большинства лиц, страдающих алалией, не обнаружены очаговые поражения мозга. К тому же регистрируемые в области речевых зон кисты и другие образования, как правило, к алалиям не приводят. Таким образом, мнение о том, что алалия – детский аналог афазии, обусловленный поражением мозга в области Вернике или Брока, не находит сегодня подтверждения.

На современном этапе изучения можно говорить, что неспособность детей с алалией овладевать средствами языка и способами их применения в собственной речи объясняется сочетанием группы факторов, препятствующих этому [18].

Нарушения речи сопровождаются изменениями в развитии коры головного мозга: т.е. имеются недостатки вербального мышления. У детей-алаликов образное мышление, недостаточное развитие фонематического слуха, недостаточная сформированность саморегуляции и словесной регуляции действий. Такие дети испытывают проблемы с длительным запоминанием, мелкой моторикой, мыслят образами. Для них важен эмоциональный фон событий. Важно ни что сказать, а как сказать. По этой причине дети-алалики пропускают слова в спонтанной речи, а при чтении вслух пропускают абзацы.

Для детей, страдающих алалией, проблема состоит в том, что для них неестественно произносить слова звук за звуком, читать слова слог за слогом, или даже следить за буквами в слове слева направо [22].

Алалики имеют образное мышление и хотят охватить все слова сразу. Пытаясь правильно произнести написанное, они не могут осознать то, что прочитали. Поэтому таким людям нужно перечитывать текст много раз, получая взамен сильную усталость. Им хочется понять суть явления, поэтому к выполнению задания они приступают медленно и задают множество уточняющих вопросов.

Люди, страдающие алалией, быстро улавливают общее и опускают детали из-за своего специфического воображения. Другими словами, им не составляет труда представить себе явление, но очень трудно описать его словами. Такие дети быстро утомляются, имеют кратковременную память. В работе с такими детьми нужно стараться пробудить у них способность не только «видеть», но и «слышать» красоту русского слова. Направляя их воображение, стараться создать условия для возникновения разнообразных ассоциативных связей при рассмотрении словесных образов в художественном тексте. В результате – и пейзаж, и интерьер, и портрет приобретают особую значимость в достижении предметных результатов - раскрытии идейно-художественного содержания произведения, его понимании и переживании [29].

Особенностью речи детей с моторной алалией является неумение вовремя ее использовать. Дети знающие слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, то есть когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит. Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны. Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет.

Неумение использовать знакомые слова отличает ребенка с моторной алалией от ребенка, страдающего умственной отсталостью. Речь умственно отсталого ребенка может быть очень бедной, но слова, которые он понимает и может повторить, ребенок использует тогда, когда это ему нужно [31].

Алалия может быть итогом негативного влияния на только формирующийся мозг ребенка перинатальных и перинатальных факторов или механизмов наследственности. Доказано, что значительную роль в возникновении алалии играют не только патология пре, интра, перинатального периодов, но и наследственная предрасположенность. Нарушения в развитии речи у детей с дисфазией, проявляясь не изолированно, затрагивают и другие важные аспекты индивидуального развития.

Таким образом, Дети с алалией в своем клинико-психологическом статусе имеют различные отклонения в психофизиологическом плане и психическом плане: расстройства восприятия, памяти, мышления, коммуникации. Это обусловливает те сложности, которые могут возникать в процессе коррекции данного расстройства и определяет индивидуальный психолого-педагогический подход к данному процессу.

Научная литература по проблеме алалии многоаспектна и разноречива. Из-за того, что речь представляет собой сложную функциональную систему, которая имеет динамическую локализацию, вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга также вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Являясь сложноорганизованным и полимодальным по строению, речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: