Развитие словаря обобщающих слов на уровне имен существительных
Задание 1. «Назови одним словом». (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом.
Например:
Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи) Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты) Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)
Задание 2. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
Содержание: Объяснить, что общего у предметов.
Например:
У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), комар, жук (насекомые).
Развитие словаря обобщающих слов на уровне глаголов
Задание 1. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
Содержание: Объяснить, что общего у предметов.
Например:
Что общего делают: чайка и самолет (летают), заяц и кенгуру (прыгают), рыба и черепаха (плавают), школьник и студент (учатся), солнце и лампочка (светят), цветы и духи (пахнут).
Задание 2. «Найди сходство»
Содержание: Найти и назвать общие действия у нарисованных предметов.
Например: свеча и огонь (горят), волк и собака (воют), поезд и автобус (ездят), мальчик, открывающий дверь и мальчик открывающий крышку (открывают), самолет и бабочка (летают).
Оборудование: предметные картинки.
Развитие словаря обобщающих слов на уровне имен прилагательных
Задание 1. «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
Содержание: Объяснить, что общего у предметов.
Например:
У двух предметов: репа и цыпленок (желтые), клубника и роза (красные), сахар и шоколад (сладкие), лимон и апельсин (кислые), жираф и баобаб (высокие).
Задание 2. «Найди сходство»
Содержание: Найти и назвать общие черты у нарисованных предметов.
Например:
На картинках: роза и еж (колючие), облака и вата (белые), банан, кукуруза и солнце (желтые), дождь и мокрый плащ (мокрые), шуба и огонь (теплые)
Оборудование: предметные картинки.
Направление 2. Обогащение словаря антонимов
Обогащение словаря антонимов на уровне имен существительных
Задание 1. Слова – «неприятели»[37] (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.)
Содержание: к данным словам придумать слова – «неприятели».
Слова-стимулы: день, утро, восход, лето, зима, добро, друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь.
Задание 2. «Найди отличие».
Содержание: Объяснить, в чем отличие у предметов.
Например:
На картинках: жара – мороз (зимний день и летний день), вверх – низ (гора - обвал), чистота – грязь (чистая и грязная посуда), закат – восход.
Обогащение словаря антонимов на уровне глаголов
Задание 1. Слова - «неприятели» (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.)
Содержание: к данным словам придумать слова – «неприятели».
Слова-стимулы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.
Задание 2. Игра с мячом «Скажи наоборот» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)
Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть - (раздеть),
Поднять - (опустить),
Бросить - (поймать),
Спрятать - (найти),
Положить - (убрать).
Задание 3. Игра с мячом «Скажи наоборот»[38] (Седых Н.А.)
Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово – «неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал: входить - …; включать - …; строить - …; засыпать - …; хвалить - …; говорить - …; начинать - …; встречать -.; поднимать - …
Обогащение словаря антонимов на уровне имен прилагательных
Задание 1. Слова - «неприятели» (Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.)
Содержание: к данным словам придумать слова – «неприятели».
Слова-стимулы: больной, белый, высокий, веселый, темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
Задание 2. Игра «Закончи предложение»[39] (Краузе Е.Н.)
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон большой, а комар.
Камень тяжелый, а пушинка.
Золушка добрая, а мачеха.
Сахар сладкий, а горчица.
Дерево высокое, а куст.
Дедушка старый, а внук.
Суп горячий, а компот.
Сажа черная, а снег.
Лев смелый, а заяц.
Задание 3. Игра «Сравни!»[40] (Краузе Е.Н.)
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.