Театр одного актёра» А. Райкина

         Аркадий Исаакович Райкин (1911 – 1987) – советский актер театра, эстрады и кино, театральный режиссер, конферансье, сатирик. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской премии (1980). Герой социалистического труда (1981).

В 1935 году Аркадий Райкин окончил Ленинградский Техникум сценических искусств и по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Но вскоре перешел в будущий Ленсовет, тогда еще Новый театр. В 1938 году он выступил как конферансье: заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Привлекал молодого Райкина и кинематограф. Он снялся в двух фильмах — «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина и «Доктор Калюжный» Эраста Гарина. На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели.

Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде. Он постоянно выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс. К 1939 году у артиста было два авторских танцевально-мимических номера — «Чаплин» и «Мишка». Он продемонстрировал их на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и заработал первое признание аудитории и звание лауреата второй премии конкурса. Почти сразу Райкина пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года артист стал его руководителем. Из воспоминаний Аркадия Райкина: «Банкет по случаю 60-летия Сталина в 1939 году проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца... Меня усадили за стол прямо напротив Сталина. Единственный сюжет, который мне предстояло показать, был заранее оговорен. Подбодренный взглядом юбиляра, я поднялся, отодвинул свой стул и изобразил одного из моих персонажей. Сталин смеялся, аплодировал с энтузиазмом. Затем встал, и все, кто был за столом, тоже встали. Сталин предложил тост за Райкина, и все выпили. Тут я возьми да скажи: «Товарищ Сталин, могу и других типов показать». Он вроде удивился, но кивнул. Гости уселись, а я стал показывать номер за номером. После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И так четырнадцать раз».

Во время Великой Отечественной войны Райкин сочинял сатирические миниатюры. Коллектив его театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей.

Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала более чем благосклонно. В Театре миниатюр тоже все шло хорошо. Вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы — «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».

Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. Райкин приглашал и новых звезд, талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» из Одессы: Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Людмилу Гвоздикову. К этому времени Райкин уже не работал с драматургом Поляковым, но в театре по-прежнему ставили спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина».

По различным трактовкам понятия «театр одного актера» можно сделать вывод, что театр А. Райкина был таковым, потому что от одного человека зависел успех всего коллектива. Лев Касиль, который был одним из немногих близких друзей легендарного артиста, деликатно утверждал, что Райкина никто не мог превзойти, и это единственная причина, почему его театр был театром одного актера: «Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, что бы там ни говорили, театр одного центрального актера. Я не хочу при этом обидеть его товарищей по работе, среди которых немало одаренных, интересных артистов, с большим искусством создающих необходимый выразительный фон, очень сложный игровой антураж для Райкина. Но все же несомненно, что Райкин сам по себе — это целый театр». Также существует другое мнение театрального критика Наталии Каминской: «Великий комик безраздельно царил в созданном им театре миниатюр. Все остальные артисты, даже самые одарённые, либо уходили (так, например, поступил Роман Карцев), либо соглашались на роль «гарнира». Все эти высказывания подтверждают гениальность и виртуозность А. Райкина.

В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».

1. «Авас».

Миниатюра в исполнении Аркадия Райкина и Романа Карцева. История о студенте грузинского происхождения Авасе Горидзе и тупом доценте Николае Степановиче Петяеве. Доцент вызывает к доске студента и спрашивает его фамилию, на что сразу же получает ответ. Тогда доцент задает следующий вопрос: «А зовут вас как?», студент отвечает: «Авас». Глупый доцент в силу своего мышления не понимает, что «Авас» - это имя студента, и отвечает ему: «Меня зовут Николай Степанович. А вас как зовут?». На такой игре слов и непонимании друг друга строится весь сюжет миниатюры.

2. «Дефицит».

В салоне самолета мужчина рассказывает про дефицит, при этом перед ним накрыт стол, и он в процессе рассказа кушает бутерброд с красной икрой и маслом. Герой является собирательным образом всех чиновников, которые очень даже неплохо живут в тяжелые годы дефицита.  Просматривая миниатюру, складывается впечатление, что это некая пародия на самого Сталина. На это подталкивает внешний вид и грузинский акцент героя.

3. «Век техники».

А. Райкин в роли хромого мужчины со сломанной рукой и дефектом речи ведет повествование о том, как один инженер целый год изобретал современную машину. Было принято решение отправить машину на выставку в Париж. Вместо изобретателя сопровождающим отправили рассказчика истории и доярку, которой давно обещали поездку во Францию. Объяснялось это тем, что у инженера плохие медицинские показания. Как и следовало ожидать, из-за незнания законов физики и в принципе работы механизма машины, доярка и рассказчик уничтожили творение инженера и на всю жизнь остались недееспособными.

4. «В греческом зале».

Миниатюра начинается со слов: «Пьет-то один, а голова болит у всех». А. Райкин в образе пьяного мужчины с помятой панамкой на голове ведет рассказ о походе в музей, который организовала его благоверная в выходной день. Из актерской игры зритель понимает, что герой совершенно не хотел идти на выставку, он бы лучше предпочел остаться дома и «пошататься по квартире», выпивая крепкие напитки. Хотение мужчины выпить в выходной день, приводит его к тому, что он в один из залов приносит выпивку и организовывает целое застолье, тем самым испортив половину имущества музея. Здесь происходит конфликт между мужчиной и вахтершей. Вахтерша в негодовании лепечет: «В греческом зале! В греческом зале!». Миниатюра заканчивается словами «ценителя прекрасного»: «Вот тебе музей! Убил выходной день! Если бы не «это дело», никакого удовольствия!».

 Монологи Райкина были остросатирическими, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы: дефицит, бюрократию, блат. Несмотря на беспощадность образов, фельетоны Аркадия Райкина всегда нравились публике.      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: