Методы и приемы обучения географии умственно отсталых старшеклассников средствами краеведческого материала

 

В обучении географии в специальной (коррекционной) школе осуществляются дифференцированный подход к умственно отсталым учащимся, учитывая их разные познавательные возможности по освоению географических знаний, приобретения умений и навыков. Кроме общего объема знаний, определяется минимум географических знаний и умений из различных тем для учеников с меньшими возможностями по усвоению предмета.

Чтобы создать у детей чувственную основу для овладения географическими понятиями и закономерностями, значительное внимание на уроках географии уделяется формированию географических представлений, созданию образов географических объектов или процессов.

Без специального обучения, на основе лишь личного чувственного опыта у умственно отсталых учащихся представления даже об элементарных географических объектах или вовсе не формируются, либо формируются неправильно. Типичными причинами этого является ориентирование на второстепенные признаки, неправильное понимание пространственных характеристик объектов. Довольно часто название объекта ученики связывают с неадекватными представлениями [20].

Опираясь на личный чувственный опыт учащихся в формировании новых географических представлений, в то же время уточняются эти имеющиеся знания. Например, во время географических экскурсий прежде всего необходимо правильно организовать наблюдения учеников, учитывая особенности их восприятия. Все это требует обеспечения четкого инструктажа, где учитель конкретно указывает детям, что они должны наблюдать во время экскурсии и на что обратить особое внимание. Особое внимание необходимо обратить на усвоение умственно отсталыми школьниками реальных размеров изучаемых географических объектов, потому что даже в старших классах специальной (коррекционной) школы не все ученики верно представляют себе действительные размеры объектов [24].

Для коррекции восприятия учениками полезно проводить игры вроде «наблюдатели», когда учитель предлагает детям в течение 1-2 мин. внимательно всмотреться в окружающий ландшафт, запомнить, как можно больше деталей, а затем, повернувшись спиной, отвечать на вопросы учителя или просто перечислить объекты с указанием их формы, пространственного размещения, сравнительных размеров и др. Учитель на экскурсии должен рассказывать об объектах и явлениях четко и коротко, а также делать итоги работы и формировать выводы [24].

В начале экскурсии учитель много не рассказывает об объектах и явлениях, которые будут изучаться. Но, безусловно, в процессе экскурсии слово учителя играет очень важную роль: оно направляет наблюдения учащихся, уточняет и дополняет их, помогает установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями, подвести итоги.

Экскурсии, на которых учащиеся выполняют практические задания и упражнения более эффективно влияют на формирование географических представлений учащихся, чем экскурсии, на которых дети остаются просто пассивными наблюдателями.

Для формирования начальных географических представлений широко применяют моделирование, изготовление макетов, несложные опыты, зарисовки и т. п. (моделирование из глины, пластилина и др.) [28].

Для формирования представлений о географических объектах и ландшафты, которых ученики не могут воспринять непосредственно, на уроках демонстрируются различные наглядные пособия: ландшафтные и детализируя стенные картины, макеты, гербарии, экранные виды наглядности (ИКТ). При этом учитывают, что географические представления, формируемые в умственно отсталых учеников только из рассказа учителя, в основном оказываются неточными, расплывчатыми, а часто и ложными [24].

Используя наглядные пособия для формирования у учащихся специальной (коррекционной) школы географических представлений, полезно применять приемы сравнения. Например, изучая природные зоны в 7-м классе, сравниваются ландшафты различных зон на картинах, а также их отдельные части. Сравниваются также объекты и ландшафты, изображенные на картинах, с представлениями учеников о природе своей зоны. Полезны такие вопросы: «Чем отличаются деревья, растущие в нашей местности, от «деревьев» тундры?», «Где больше осадков – в нашей местности или в пустынях?». «Чем подобная природа вашей местности к природе тайги?» и др. Но сделать такое сравнение умственно отсталые учащиеся очень часто не в состоянии.

Чтобы сформировать четкие представления, применяют различные виды наглядных пособий. Например, изучая тундру в VII классе специальной школы, вместе с ландшафтными картинами и фрагментами из учебного кинофильма используют картины, иллюстрации учебника с изображениями северного оленя, песца, полярной совы, модели карт, юрт, гербарий с образцами растений, схематические рисунки на доске и тому подобное.

Учащихся специальной (коррекционной) школы систематически учат передавать своими словами собственные географические представления. Как правило, ученические словесные описания географических объектов очень бедны и схематичны, поэтому целесообразно, чтобы ученики, описывая устно географические объекты и местность, сначала пользовались соответствующим наглядным материалом, а затем описывали без него. Важно, чтобы использование наглядных пособий сочеталось со словом учителя. Учитель рассказывает об основных особенностях объекта, специально подчеркивает и некоторые незначительные, но специфические особенности, что способствуют формированию четкого представления именно о данном объекте. Полезным является использование в процессе рассказа отрывков из литературных произведений, в которых дается описание географического объекта или явления [25].

Специфическим источником формирования географических представлений у учащихся вспомогательной школы является карта, систематическая работа с которой начинается уже со второго полугодия в 6 классе. К каждому географического представления как необходимый элемент входят пространственная характеристика объекта (направление, размещения относительно других объектов, сторон горизонта и тому подобное). Воссоздать такие пространственные представления ученики могут только с помощью географических карт или планов местности. Для этого им предлагают такие упражнения с картой, как установление и определение расстояний, установление пространственных связей между объектами на карте, определение основных и промежуточных направлений на ней [17].

Программой по географии для специальной (коррекционной) школы предусмотрено усвоение учащимися значительного количества географических названий, в частности имен собственных. Учитывая то, что индивидуальные географические понятия, учащиеся усваивают с трудом, у них прежде всего формируют четкий образ конкретного географического объекта, для чего применяют различные географические пособия (картины, фотографии. кинофильмы, ИКТ). Важную роль играет словесная характеристика объекта – рассказ учителя, в которой он выделяет общие и специфические особенности данного объекта, объясняет его значение, связывает материал с интересами учащихся, с современной жизнью.

Эффективно влияет на усвоение учениками картографической характеристики объекта и его названия прием установления пространственных связей между изучаемым объектом и другими, уже известными ученикам.

Предлагаются и специальные упражнения на закрепление знаний о конкретные географические объекты. Здесь широко применяются такие приемы, как размещение флажков на карте, обозначение объектов разноцветными бумажными закладками (для обозначения гор – из коричневой бумаги, морей – синего, низменностей – зеленого), на которых написаны соответствующие названия. Полезно специально подбирать географические игры с картой и без нее [18].

В работе над формированием географических понятий широко используют контурные карты. Практические упражнения с контурными картами – довольно сложная задача для умственно отсталых детей. Но в результате последовательной и систематической работы они учатся свободно и относительно самостоятельно выполнять эти упражнения.

Чтобы подвести учащихся специальной школы к пониманию причинно-следственных связей, широко применяют прием сравнения явления в различных ситуациях – с отличием и по сходству, когда одинаковый результат в разных ситуациях обусловлено конкретной причиной, когда причину явления можно найти по аналогии.

Учащихся специальной (коррекционной) школы специально обучают рациональным приемам выполнения практических заданий. Постепенно, применяя все более сложные задачи (в меру развития учащихся, степени осознания ими тех или иных географических знаний) и все меньше вмешиваясь в процесс практической деятельности учащихся, учитель добивается все самостоятельного выполнения задач.

Значительное количество практических работ по географии ученики специальной (коррекционной) школы выполняют в тетрадях, ведению которых придается большого значения. В таких тетрадях ученики выполняют несложные чертежи, схематические рисунки, кратко записывают основные положения темы урока, новые слова, термины. Часть тетради отводится под географический словарь, в который записываются новые названия географических объектов, особенно сложные для написания. В тетрадях ученики записывают также самостоятельные ответы на вопросы учителя, характеристики географических объектов и явлений, несложные письменные описания.

Большую часть названных работ учащиеся выполняют во время подготовки домашних заданий по географии, а также в процессе экскурсионно-краеведческих занятий.

Работа над изучением своей местности проводится на протяжении всего школьного обучения, а результаты ее оформляются в школьном краеведческом уголке. Такой уголок можно организовать в отдельном кабинете, а лучше – в коридоре школы, состоит он из следующих трех отделов:

Календарь природы, где дежурные ученики показывают состояние погоды каждого дня на картонных моделях географических приборов: термометр с подвижным стержнем; флюгер, стрелка которого указывает направление ветра относительно сторон горизонта; «барометр» - кружочек со стрелкой и словесными обозначениями различных состояний погоды; квадрат, на одной стороне которого нарисовано две точки(дождь), а на второй – снежинки(снег). С помощью такого квадрата показывают наличие осадков; квадрат голубого цвета с серыми раздвижными створками, с помощью которого показывают ясный или пасмурный день [14].

Наш край (город, село, район, улица) – стенд, на котором содержатся материалы, связанные с историей данной местности; о характерные виды транспорта, маршруты; ближайшие культурные, промышленные и другие учреждения; о хозяйстве местности, образцы полезных ископаемых; иллюстрации рельефа и местных водоемов, климата (например, рисунки с типичными картинами зимы, лета), иллюстрации с изображением представителей растительного и животного мира и тому подобное. Здесь также показано и положение своей местности в области, республике, стране. Для этого вывешивается карта, на которой обозначают некоторые расстояния.

Основные народные приметы, по которым можно предсказать погоду. Под руководством учителя географии ученики выпускают газету, оформляют материалы о внеклассной работе по географии, викторине и др [7].

Таким образом, особое значение во вспомогательной школе приобретают средства формирования географических умений и навыков, а именно: разнообразные упражнения по ориентированию на местности с компасом и без него; картографические работы и упражнения, в частности работа с контурными картами; графические упражнения, зарисовки, моделирование, изготовление макетов; экскурсионно-краеведческие работы, приводимые для глубокого и разнообразного изучения своей местности; работы на географическом площадке; наблюдение за погодой и природой, систематическое ведение календарей природы; общественно-полезная работа учащихся, связанная с использованием географических знаний.

 

Выводы по главе 2

Во второй главе курсовой работы был осуществлено методическое обоснование краеведческого характера обучения географии умственно отсталых старшеклассников. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

При изучении курса географии в специальной (коррекционной) школе учащиеся приобретают определенную сумму знаний, которые в свою очередь состоят из представлений, понятий и суждений. Успешное усвоение любого предмета, в том числе и географии, учащимися с нарушением интеллектуального развития зависит от того, насколько умело используются знания, приобретенные детьми на предметных уроках, уроках развития речи в начальных классах, а также знания, накопленные при переходе из класса в класс.

В специальной (коррекционной) школе обучающиеся систематически выполняют различные практические работы и упражнения (упражнения на местности, задания с контурными картами, изготавливают макеты, схемы), представлены в программе в конце каждого логически завершенного раздела. Обучающиеся с недостатками умственного развития на уроках географии широко привлекаются к выполнению практических работ общественно-полезного характера, связанных с использованием географических знаний (благоустройство территории, изготовление наглядных пособий). На уроках географии часто применяю такие методы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Краеведческий характер обучения географии умственно отсталых старшеклассников». Полученные результаты исследования будут отражены далее в ходе изложения выводов.

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования нам удалось обосновать что изучаемая, проблема является актуальной, а ее изучением занимались такие исследователи как: Л.В. Байбородова, В.К. Ликий, Е.И. Липецкая,                              А.В. Матвеев, Т.И. Пороцкая, В.Н. Синев, Д.П. Финарова и другие. Авторы отмечают, что среди предметов, изучаемых в коррекционной школе, важное образовательное, практическое и воспитательное значение имеет география. Формирование знаний по этому предмету и развитие самостоятельной учебной деятельности происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития школьников с интеллектуальными нарушениями.

Изучив психолого-педагогические особенности развития умственно отсталых старшеклассников, можем отметить что под умственной отсталостью в научной литературе понимается гетерогенное расстройство, включающее значительное снижение интеллектуального функционирования. Ведущим признаком умственной отсталости является интеллектуальная недостаточность, проявляющаяся в нарушении формирования высших психических функций, что выражается в деформации и слабости познавательных мыслительных процессов (ощущение, восприятие, память, абстрактное мышление, воображение, внимание, речь), в отклонениях в эмоционально-волевой и в моторной сфере, в становлении личности в целом.

Охарактеризовав специфику обучения географии умственно отсталых старшеклассников, можем резюмировать следующее. География как самостоятельный предмет формирует у школьников интерес к окружающей действительности и в то же время способствует формированию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений школьников. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе способствуют созданию новых образов восприятия способствует распространению и углублению знаний по географии, приводит к умственной сосредоточенности, повышают внимание умственно отсталых учащихся.

Обосновав методы и приемы обучения географии умственно отсталых старшеклассников средствами краеведческого материала следует отметить, что география в специальной школе для детей с умственной отсталостью изучается с максимальной опорой на чувственный опыт учащихся. Для этого осуществляется постепенный переход от непосредственного восприятия географической информации в окружающей обстановке к обобщению знаний, от конкретных наглядных пособий до символических. Проводится большая краеведческая работа для изучения своей местности: специальные учебные экскурсии. Обучающиеся с недостатками умственного развития на уроках географии широко привлекаются к выполнению практических работ общественно-полезного характера, связанных с использованием географических знаний (благоустройство территории, изготовление наглядных пособий).

Таким образом, результаты проделанной работы позволяют сделать вывод о том, что краеведение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении может рассматриваться как средство коррекции и культурного развития личности школьников с нарушениями интеллектуального развития. В связи с этим краеведение должно занять более значимое место в системе современного специального образования, в том числе широко использоваться на уроках географии.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: