Основой учебного процесса всегда являлось отдельное занятие. Типичная схема отдельного занятия включает подготовительную, основную и заключительную части.
Подготовительная часть состоит из разминки. В разминку входят упражнения для отдельных групп мышц и для отдельных физических качеств, специальные физические упражнения волейболистов. Обычно разминка проводится всей группой в движении. Опыт свидетельствует о важности этой части занятия именно для студентов. Эта важность связана с необходимостью переключения от преимущественной умственной работы к активной физической нагрузке в волейболе. Важное значение имеет и постепенное сосредоточение внимания занимающихся на волейбольной технике и тактике, на "волейбольных" внимании и наблюдательности.
В основной части используются упражнения с мячами, упражнения на совершенствование игры в защите, нападающих ударов, подачи и приема мяча, а также учебно-тренировочные игры.
Среди упражнений с мячами преимущество отдается:
- многочисленные виды передач мяча;
- комбинированные передачи мяча на месте, с поворотами, в прыжке, в движении.
Упражнения на совершенствование игры в защите выполняются в парах или в тройках.
Нападающие удары предлагаются в самых простых вариантах с учетом возможностей студентов и создания моторной плотности занятия.
В заключительной части применяются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц, специальные физические упражнения (для пресса, мышц рук, ног и др,). Проводится разбор занятия в беседе со студентами.
С учетом учебной программы по физическому воспитанию студентов проводятся отдельные занятия или циклы занятий по туризму, плаванию, гимнастике, легкой атлетике, выполнению тестовых заданий по отдельным физическим качествам.
Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств. Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные [6].
Соревновательные упражнения представляют собой собственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях. Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и общеразвивающих. Специальные делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча. Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки: общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная. В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения.
Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. В конечном счете одна составная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы переходит в другую, следующую в методическом ряду.
Заключение
Раскрытие темы курсовой работы стало возможным через решение задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Изучена учебно – методическая литература, с помощью которой мы выявили особенности игры волейбол, рассмотрели общие характеристики игры.
2. Выявили особенности игры в волейбол в ДОУ, школах и вузах. Убедились в том, что занятия по волейболу проводятся с детского сада, путем освоения ловли и передачи мяча через внеурочную деятельность. В школе проходит изучение технических и тактических действий игры. В вузах и институтах – совершенствование всех полученных умений.
Таким образом, комплексное изучение игры позволяет вырастить ее спрос среди учащихся разных учебных заведений.