Классификация и специфика перевозок сельскохозяйственных грузов.
Основные схемы перевозки зерновых грузов сельского хозяйства
Перевозка минеральных удобрений.
1.
Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим основным признакам:
физико-механическим и биохимическим свойствам;
степени использования грузоподъемности транспортных средств;
способу механизированной погрузки-разгрузки;
срочности и периодичности перевозок;
количеству единовременно перевозимых грузов;
условиям перевозок.
По физико-механическим свойствам различают грузы:
- твердые: навалочные, к которым относятся грузы, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сыпучие, или насыпные (зерно, строительные материалы и др.), перевозимые насыпью;
- жидкие, или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цистерн;
- газообразные (кислород).
|
|
По размерам грузы подразделяют на габаритные, которые свободно помещаются в стандартный кузов автомобиля; негабаритные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свыше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3 м, которые требуют специализированных средств или переоборудованного кузова; длинномерные, превышающие длину стандартного кузова более чем на одну треть (трубы, балки). Для перевозки применяются одно- и двухосные прицепы — роспуски или специализированный подвижной состав.
По массе грузы делят на обыкновенные, тяжеловесные и легкие.
К обыкновенным относятся штучные грузы массой до 250 кг и которые нагружаются накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400 кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили.
К тяжеловесным относятся штучные грузы с массой отдельного более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг), погрузку и разгрузку их осуществляют механизированным способом. Для перевозки таких грузов необходимо применять специальные автомобили большой или особо большой грузоподъемности или низкорамныe прицепы-тяжеловозы.
К легким грузам относятся солома, сено, хлопок, пустая тара и др..
Для целей планирования и нормирования труда на автотранспортных работах широко используется такой классификационный признак, как плотность груза (т/м3), что выражается в коэффициенте возможного использования грузоподъемности автомобилей и прицепов (кгр). Данный коэффициент определяется отношением количества груза в кузове в допустимых габаритах (т) к номинальной грузоподъемности транспортного средства (автомобиля, прицепа, полуприцепа).
|
|
В зависимости от этого все грузы подразделяют на четыре класса:
К I классу отнесены грузы, имеющие массу 1 м3 более 700 кг и позволяющие полностью использовать грузоподъемность автомобиля: зерно, стройматериалы, минеральные удобрения и т. д., для которых кгр =1;
Ко II классу причислены грузы, имеющие массу 1 м3 600—700 кг и использующие грузоподъемность на 70—90 %: картофель, корнеплоды, маловесное зерно (овес, гречиха), навоз. Здесь кгр =0,99 -0,71 (в среднем для расчетов 0,85);
К III классу отнесены грузы с массой 1 м3 500 - 600 кг, использующие грузоподъемность на 50—70 %: плоды, овощи, зеленая масса. Здесь кгр =0,7-0,51 (в среднем для расчетов 0,6);
Грузы IV класса грузы с массой 1 м3 300 - 500 кг и менее — наименее транспортабельные и объемистые, использующие грузоподъемность на 30—50 %: сенажная масса, сено, солома и т.д. Здесь кгр =0,50 - 0,3 (в среднем для расчетов 0,4). Чтобы эффективнее использовать автотранспорт при перевозке грузов III и IV классов, следует наращивать борта автомобилей, приспосабливать для перевозок специальные вместительные кузова-прицепы.
Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорма, сено прессованное) относятся ко II классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно отнести к разным классам. Так, солому и сено, прессованные в тюках, относят ко II, а непрессованные — к IV классу.
При отнесении грузов к тому или иному классу в первую очередь учитывают их плотность (ρ, т/м3).
Грузы, у которых ρ < 2,0, относят к весьма легким, с ρ = 0,21 — 0,60 — к легким, с ρ = 0,61—0,99 — к грузам средней тяжести и с ρ ≥ 1,0 — к тяжелым.
По способу механизированной погрузки-разгрузки различают грузы: насыпные и навалочные, допускающие перевозку и хранение без тары, а погрузку и выгрузку — сбросом; наливные, штучные, тарные и бестарные. Около 70 % сельскохозяйственных грузов относятся к насыпным.
По срочности и периодичности перевозок различают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями (продукты урожая в период массовой уборки и вывозки урожая и т. д.), либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут быть растянуты на более длительный срок.
По количеству одновременно перевозимых грузов их подразделяют на массовые и мелкопартионные.
Массовые грузы перевозят крупными партиями в течение продолжительного времени. Перевозка их носит сезонный характер и связана со сроками уборки.
Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партиями (вывоз молока).
По условиям перевозок грузы делят на обычные — не требующие специально приспособленного подвижного состава; скоропортящиеся — требующие соблюдения особых санитарных и температурных режимов; с резким и неприятным запахом — перевозят в специально приспособленных кузовах; антисанитарные — мусор и т.п.; живность — для перевозки необходимы специально приспособленные автомобили (скотовозы, птицевозы и пр.).
Сельскохозяйственное производство характеризуется большим объемом транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Установлено, что на транспорт в сельском хозяйстве расходуется свыше 20 % материальных и более 30 % трудовых ресурсов. Общий объем перевозок грузов в сельском хозяйстве достиг 9 млрд. т, в том числе на долю автомобильного транспорта в настоящее время приходится 71 % всех перевозимых грузов. К 1990 г. при общем увеличении объема перевозок грузов в сельском хозяйстве доля автомобильного транспорта в этих перевозках возрастет до 80 %.
|
|
Важнейшим направлением научно-технического прогресса на транспорте в сельском хозяйстве является внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивающей значительное повышение производительности труда на перевозках грузов и сокращение транспортных затрат. Эффективное решение этой народнохозяйственной задачи зависит от работников не только колхозов и совхозов, но и автотранспортных предприятий и организаций.
Зерно. Уборка и перевозка зерна от комбайнов на зерноочистительные тока, а затем на заготовительные пункты предопределяют необходимость неоднократного выполнения погрузочно-разгрузочных работ с учетом транспортно-технологической схемы доставки зерна. При этом кратность перевозки зерна составляет 2,5, что обусловливает значительные объемы перевозок и погрузочно-разгрузочных работ.
При доставке автомобилями и автопоездами зерна с полей уборки на зерноочистительные тока погрузочные операции полностью механизированы за счет опорожнения бункера зерноуборочного комбайна. На этом участке доставки зерна применяют такие прогрессивные технологии транспортирования, как комбитрейлерная (перевозка зерна от группы комбайнов до ближайшей дороги прицепами с помощью тракторов, а до зерноочистительного тока — автопоездами), порционная (погрузка зерна из-под комбайнов в прицепы, расставленные на поле в строго установленном месте с учетом полного исключения холостых пробегов комбайнов) и др. При этих способах и правильном определении необходимого количества подвижного состава производительность комбайнов возрастает не менее чем на 15—20 %, а автомобилей не менее чем в 2—3 раза.
Учитывая, что расстояния перевозок зерна от комбайнов на тока являются, как правило, небольшими (в среднем 10—12 км), целесообразно применять автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда сельскохозяйственного типа, а также тракторы с самосвальными прицепами грузоподъемностью до 4 т.
Применение самосвальных транспортных средств обеспечивает механизированную разгрузку зерна на зерноочистительных токах без применения каких-либо разгрузочных машин или установок.
|
|
При использовании бортовых автомобилей и прицепов (несамосвальных) на токах для механизированной выгрузки зерна из них применяют стационарные, передвижные и самоходные автомобилеразгрузчики. При перевозках зерна с токов на заготовительные пункты (в основном на пристанционные элеваторы) применяют крупнотоннажные автомобили и автопоезда в составе седельного тягача и полуприцепа или автомобиля с одним-двумя прицепами общей грузоподъемностью до 20 т.
Некоторые опытные водители при надлежащей организации работы доставляют зерно на элеваторы многозвенными автопоездами (с двумя прицепами и более) общей грузоподъемностью до 30—40 т. В настоящее время на перевозках зерна широкое применение получают автопоезда семейства КамАЗ.
В связи с значительными расстояниями (в среднем около 70 км) для перевозок зерна на элеваторы применяют в основном автопоезда общего назначения с уплотнением бортовых платформ пенополиуретаном и пологами для укрытия зерна во избежание потерь при движении автопоезда. Погрузку зерна на токах обеспечивают зернопогрузчиками, а также и многоковшовыми погрузчиками производительностью до 200 т/ч. В некоторых колхозах и совхозах на комплексно-механизированных токах для погрузки зерна используют бункерные установки, обеспечивающие высокую производительность труда. Для выгрузки зерна из автомобилей и автопоездов общего назначения на элеваторах широко применяют стационарные автомобили-разгрузчики грузоподъемностью до 30 т и более. При этом весьма удобными в эксплуатации являются проездные автомобили-разгрузчики, обеспечивающие разгрузку автопоездов без расцепки прицепов.
Сахарная свекла. Перевозки этого важного вида продукции сельскохозяйственного производства в период уборки выполняются преимущественно автомобильным транспортом. Корни сахарной свеклы с полей автомобилями и автопоездами доставляют либо на сахарные заводы, а при их расположении на значительных расстояниях — на железнодорожные станции и пристани, либо в местные кагаты или бурты, откуда по мере необходимости ее также перевозят на сахарные заводы. Поэтому при перевозках сахарной свеклы выполняют следующие погрузочно-разгрузочные операции: погрузка на полях во время уборки, разгрузка в местные кагаты и бурты, разгрузка на сахарных заводах (если перевозки выполняют в прямом автомобильном сообщении) или на железнодорожных станциях и пристанях (при перевозках в смешанном сообщении). При раздельном способе уборки свеклу выгружают из бункера свеклоуборочного комбайна на поле в небольшие кучи (0,20—0,25 т) или валки, а погрузку на автомобили или прицепы выполняют свеклопогрузчиками. При поточном или полупоточном способах уборки свекла из комбайна поступает непосредственно в кузова транспортных средств и доставляется на сахарные заводы для переработки (поточный способ) или бурты в районе плантации (полупоточный способ) для временного хранения.
Для механизированной погрузки и разгрузки сахарной свеклы созданы и широко внедряются различные погрузочно-разгрузочные машины: свеклопогрузчики, разгрузчики-буртоукладчики и др. При полупоточном способе уборки свекла из комбайна поступает в кузов самосвального тракторного прицепа и транспортируется трактором на конец плантации, где ее выгружают в бурты. Из буртов свеклу погрузчиками высокой производительности (типа СПС-4,2) грузят в автомобили или автопоезда для доставки на сахарные заводы или заготовительные пункты. При небольших расстояниях перевозки (до 15 км) свеклу доставляют автомобилями-самосвалами и самосвальными автопоездами сельскохозяйственного типа. Если расстояние перевозок свеклы свыше 15—20 км, эффективнее применять бортовые автомобили и автопоезда. Разгрузку их на сахарных заводах выполняют при помощи различных устройств с учетом технологии переработки свеклы. Например, при немедленной переработке свеклу выгружают из бортовых автомобилей в так называемые «бурачные» автомобилеразгрузчиками или гидросмывным способом, а при поступлении на хранение в кагаты или бурты свеклу из автомобилей и автопоездов выгружают буртоукладчиками БУМ-14М или Комплекс-65М2Б.
Для перевозки свеклы на сахарные заводы эффективно применять крупнотоннажные автомобили и автопоезда преимущественно семейства КамАЗ. Так же, как и на перевозке зерна, значительное повышение производительности подвижного состава при доставке свеклы достигается путем внедрения саратовского метода организации перевозочного процесса.
Возможным способом перевозки свеклы с полей на свеклоприемные пункты или сахарные заводы является контейнерный с использованием специализированных контейнеров с откидывающимся днищем. Применение контейнеров позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы при помощи автомобильных кранов и автопогрузчиков, причем выгрузка свеклы из контейнера осуществляется в поднятом положении после откидывания днища. Однако этот способ в настоящее время не получил распространения.
На перевозках сахарной свеклы с полей в период уборки весьма целесообразно создавать комплексные бригады, в состав которых входят 10—15 водителей автомобилей и один машинист свеклопогрузчика. Организация совместной работы водителей автомобилей и машинистов погрузчиков позволяет значительно повысить производительность свеклопогрузчиков и автомобилей, поскольку непроизводительные простои в их работе за счет внедрения согласованных часовых графиков исключаются практически полностью.
а—погрузка свеклопогрузчиком; б — разгрузка буртоукладчиком
Производительность этих машин 30 т/ч.
Картофель и овощи. Для уборки картофеля на полях применяют картофелеуборочные комбайны Однако более прогрессивным способом хранения картофеля является контейнерный. В настоящее время во многих городах страны контейнеры широко применяют для хранения картофеля и других овощей в специализированных овощехранилищах. Грузовые операции с контейнерами внутри овощехранилищ выполняют вилочными электропогрузчиками.
Для перевозки картофеля и других овощей непосредственно из овощехранилищ в торговую сеть применяют специализированные решетчатые контейнеры на колесиках и автомобили-фургоны с грузоподъемным бортом. Указанные продукты в расфасованном виде в этих же контейнерах после выгрузки при помощи грузоподъемного борта доставляются непосредственно в торговые залы магазинов.
Контейнерный способ внедряют и при доставке арбузов, лука, помидор, кабачков и других овощей и бахчевых культур. Используя специальные овощные контейнеры, при этом способе обеспечивают не только механизацию погрузочно-разгрузочных работ, но и распродажу овощей и бахчевых культур в торговой сети из этих же контейнеров.
Силосная масса, сено, солома. Эти виды сельскохозяйственной продукции относятся к легковесным грузам. Погрузочно-разгрузочные работы при перевозке непрессованного сена и соломы могут быть механизированы при помощи средств, применяемых для их скирдования (стогования), т. е. стогометателей типа ПФ-0,5 и др.
Силосную массу погружают в автомобили комбайнов во время его работы при одновременном движении комбайна и автомобиля. Для улучшения использования грузоподъемности автомобиля (прицепа) выгрузной транспортер комбайна должен отключаться для того, чтобы рабочие обеспечили разравнивание и уплотнение силосной массы в кузове автомобиля. Для доставки силосной массы к местам силосования и хранения (траншеи, ямы, башни) применяют самосвальные транспортные средства (автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда сельскохозяйственного типа, тракторные прицепы-самосвалы).
При отсутствии самосвалов силосную массу доставляют бортовыми автомобилями и прицепами. При их оснащении разгрузочными сетками силосную массу выгружают механизированным способом.
Хлопок-сырец. Прогрессивным способом перевозки хлопка-сырца является бестарный. Он позволяет комплексно механизировать погрузочно-разгрузочные работы и полностью ликвидировать затраты на тару. Сущность этого способа заключается в том, что хлопок-сырец из бункера хлопкоуборочной машины выгружают в автомобили и прицепы с самосвальными кузовами увеличенного объема, которые после уплотнения хлопка-сырца доставляют на заготовительные пункты или заводы. После выгрузки хлопок поступает на приемно-подающую машину, обеспечивающую равномерную подачу его на конвейер для последующей укладки в бурт.
Бестарная перевозка хлопка-сырца может осуществляться бортовыми автомобилями и автопоездами. Для механизированной выгрузки хлопка из них используют разгрузочные сетки. Общие затраты труда по перевозке, погрузке и выгрузке при бестарной перевозке хлопка по сравнению с тарной сокращаются почти в 5 раз.
Удобрения. Значительное повышение плодородия почв может быть обеспечено на основе применения органических и минеральных удобрений. Объемы перевозок этих грузов в сельском хозяйстве являются весьма значительными: в 1990 г. только использование органических удобрений будет доведено до 1,5 млрд. т, сельскому хозяйству будет поставлено не менее 100 млн. т известковых материалов, 30—32 млн. т минеральных удобрений и др.
Специфические особенности минеральных и органических удобрений, торфяной крошки, известковых материалов и неблагоприятные условия для работы транспорта предопределяют особые требования к подвижному составу и погрузочно-разгрузочным машинам.
Слеживающиеся минеральные удобрения доставляют в затаренном виде в полиэтиленовых или бумажных мешках. Наиболее прогрессивным способом перевозки этой группы минеральных удобрений является пакетный, который обеспечивает внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных операций при перевозках в прямом автомобильном и смешанном железнодорожно-водно-автомобильном сообщениях за счет применения вилочных погрузчиков, вилочных тележек и других машин. Для пакетирования затариваемых минеральных удобрений рекомендуют стоечные или ящичные поддоны.
Неслеживающиеся минеральные удобрения доставляют насыпью без применения какой-либо тары. Погрузку этих удобрений на химических предприятиях на транспортные средства выполняют при помощи кранов, оборудованных грейфером. При перевозках в смешанном сообщении на железнодорожных станциях наиболее эффективно выполнять перегрузочные операции по схеме вагон — автомобиль, т. е. без промежуточного складирования При этом выгружают удобрения из вагонов с одновременной погрузкой их в автомобили машинами МВС-4 или МВС-ЗМ, представляющими собой самоходное шасси на гусеничном ходу, на котором смонтированы система транспортеров, шнекорушители и заборный орган. Привод машины электрический. Производительность до 60 т/ч.
На станциях с небольшим поступлением минеральных удобрений для выгрузки удобрений из вагонов и погрузки их на автомобиль применяют вилочные погрузчики, оборудованные ковшом. Погружают удобрения на автомобили с открытых площадок одноковшовыми погрузчиками. При перевозках удобрений на сравнительно короткие расстояния применяют автомобили-самосвалы, обеспечивающие на складах колхозов и совхозов механизированную их саморазгрузку. Бортовые автомобили можно разгружать передвижными и самоходными разгрузчиками.
Пылевидные удобрения (фосфоритная мука, известковая мука и др.) целесообразно доставлять автомобилями-цементовозами, загрузку которых выполняют при помощи пневматических перегружателей. При оборудовании автомобилей-цементовозов соответствующими распылителями возможна доставка указанных удобрений непосредственно на поля с внесением в почву.
Перевозки органических минеральных удобрений, включая торф, наиболее эффективно выполнять автомобилями-самосвалами и самосвальными автопоездами, а также тракторами с самосвальными тракторными прицепами. Для механизированной погрузки этих удобрений широко применяют одноковшовые тракторные погрузчики.
Системой машин для сельского хозяйства для погрузки органических удобрений и других нава лочных грузов рекомендованы: погрузчик фронтально-перекидной ПФП-1,2 грузоподъемностью 1,2 т, производительностью ПО т/ч, погрузчик ПЭА грузоподъемностью 1,0 т, производительностью 150 т/ч, а также другие одноковшовые и грейферные погрузчики, смонтированные на тракторах. Для торфяной крошки и других подобных грузов рекомендован погрузчик ПНД-250 с рабочим органом непрерывного действия производительностью 250—300 т/ч.
Применение высокопроизводительных одно- и Многоковшовых погрузчиков в сочетании с самосвальными транспортными средствами является наиболее перспективным направлением в решении проблемы повышения производительности труда на погрузочно-разгрузочных и транспортных работах в сельском хозяйстве, где доля насыпных и навалочных грузов составляет не менее 70 %