Для зубчатых передач основной причиной выхода из строя является повреж-дение рабочих поверхностей зубьев. При контакте зубьев под нагрузкой отдельные точки поверхности периодически нагружаются и разгружаются. Напряжения в этих точках меняется по прерывистому отнулевому циклу. Переменные контактные напряжения вызывают усталость поверхностных слоев зубьев. На поверхности образуются микротрещины с последующим выкрашиванием мелких частиц металла.
Для закрытых передач, работающих в масле, характерно усталостное выкрашивание рабочей поверхности зубьев.
Для открытых передач характерен интенсивный износ поверхности зубьев.
В высоконагруженных и скоростных передачах может возникнуть заедание – сваривание частиц металла с последующим отрывом с менее прочной поверхности. Образовавшиеся наросты разрушают рабочие поверхности.
Все виды повреждений связаны с контактными напряжениями в точке контакта зубьев.
Поломка зубьев вызывается напряжениями изгиба. Поломка может быть связана с перегрузками при работе, возможна усталостная поломка, происходящая от действия переменных напряжений изгиба.
Основными критериями работоспособности зубчатых колес является контактная прочность и прочность зуба на изгиб.