1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет
В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 5 -8 класса. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.
Ход проекта
- определение темы вопросов для кроссворда;
- отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
- создание макета кроссворда на бумаге;
- создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
- запись вопросов и ответов к кроссворду;
- представление результатов работы учителю.
2. Проект «Новости компьютерного мира» (8 класс).
|
|
Тип проекта: информационный, общий.
Планируемый результат: создание учеником компьютерной презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».
Предметно-содержательная область: информатика.
В предлагаемом проекте необходимо используя материалы периодической печати или сети Интернет оформить компьютерную презентацию, в которой проанализировать новости компьютерного мира, новинки оборудования, программ и устройств. Материал и снабдить собственными комментариями об использовании той или иной новинки.
Ход проекта
- отбор материала, его анализ;
- создание презентации на компьютере;
- добавление собственных комментариев;
- представление результатов работы учителю.
3. Проект «Социологический опрос» (10 класс).
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
|
|
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.
Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.
Темы проектов, используемых мною на уроках информатики по классам:
8 класс:
Тема "Информация и информационные процессы"
"Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));
"Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).
Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"
"Новости компьютерного мира" (подобрать материал, используя сеть Интернет или периодическую печать и представить проект в виде компьютерной презентации (д/з));
"Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));
"Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));
Тема "Коммуникационные технологии"
"Тематический сайт" (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (в течение нескольких уроков)).
9 класс:
Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"
"Плакат" (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));
"Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));
Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"
"Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));
"Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з));
Тема "Кодирование и обработка числовой информации"
"Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));
Тема "Основы алгоритмизации"
"Я рисую на Pascal" (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));
Тема "Моделирование и формализация"
"Интерактивная или 3D модель процесса или явления"
Класс
Тема "Информационные технологии"
"Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" (средствами текстового процессора разработать тест по теме, используя гиперссылки для перехода между вопросами и получения варианта ответов(на уроке));
"Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));
"Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);
"Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);
|
|
Тема "Коммуникационные технологии"
"Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)
Класс
Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"
"Компьютер (робот будущего)" (анимационный или видеофильм)
"Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)
Тема "Моделирование и формализация"
"Интерактивная модель процесса или явления"
Тема "Базы данных и СУБД"
"База данных"
Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"
"Программа-тестер по предмету"
Заключение
Метод проектов активизирует обучение, т. к. является личностно ориентированным, построен на принципах проблемного обучения, использует множество разнообразных подходов, способствует возрастанию интереса к предмету, позволяет учиться на собственном опыте и, безусловно, приносит удовлетворение учащимся, видящим результат собственного труда.
Положительными сторонами метода проектов является направленность на активизацию и индивидуализацию обучения, стимулирование ученической инициативы и роста творческой активности.
Более плодотворно проектная методика ведется в группах, т.к. в этом случае наряду с самостоятельной организацией собственной деятельности, самоконтролем и самоанализом, ученик приобретает опыт взаимодействия в творческом коллективе, формирует представление о принципах сотрудничества и организации коллективной работы.
Наличие современной компьютерной техники, подключение к Интернету расширяет возможности и делает применение метода проектов гораздо интереснее и проще. Используя компьютер, ученик может работать над проектом в домашних условиях, а Интернет позволяет участвовать и в глобальных проектах.
Ведение проектной деятельности с использованием средств ИКТ
в начальной школе ГБОУ ФМЛ № 000.
|
|
Актуальность и целесообразность использования ИКТ.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Ориентация на знания сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию.
Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и соответственно качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОС.
Проектная деятельность направлена на личностно-ориентированное обучение. В основе этого вида деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов; использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время.
Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.
Целью включения в рабочие программы начального общего обучения проектов, реализуемых с использованием ИКТ или проектов, результатом реализации которых является продукт, представленный в электронном виде (текстовый документ, мультимедийная презентация, и т. д.), являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, ОРКСЭ, а также во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Вовлечь детей в проектную деятельность;
2. Научить представлять продукты проектов;
3. Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации.
Для этого учителями начальной школы поэтапно проводится следующая работа:
Отбор учебного материала по актуальным темам программы. Составление циклограмм работы над индивидуальными и групповыми проектами и их реализация. Разработка форм фиксации промежуточных и конечных продуктов – результатов проектной деятельности. Составление методических рекомендаций по организации занятий с использованию средств ИКТ в проектной деятельности, подготовка дидактических материалов.
Теоретическая основа использования средств ИКТ в проектной деятельности
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т. е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Тематика проектов касается отдельных вопросов учебной программы с целью углубить знания ряда учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к практическим вопросам, актуальным для практической жизни или текущим событиям, требующим привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
К проектам, демонстрирующим подобную интеграцию знаний, относятся проект «Талисманы олимпиады», индивидуальные проекты «Богатства нашей Родины», проект «Связь поколений» и его направление «История одной фотографии», проекты, посвященные Великой Отечественной войне, проект, выполненный совместно учащимися начальной и основной школы к 180-летию.
Так при разработке проекта «Талисманы олимпиады» учащимся было предложено познакомиться с историей олимпиадного движения, затем индивидуальная работа – придумать свой талисман Зимних олимпийских игр 2014, далее – подготовка рассказа-сочинения о талисмане, оформление его в виде текстового документа, проведение урока ИЗО – создание рисунка с изображением талисмана, вставка отсканированного изображения в ранее подготовленный документ, в период проведения зимней олимпиады дети получают задание следить за ходом соревнований по выбранным видам спорта, а в качестве итогового задания - разработка сценария и создание мультимедийной презентации с приключениями придуманного ребенком талисмана на зимней олимпиаде. \
Продукты, получаемые в результате работы над проектом, формируют портфолио результатов деятельности учащихся, класса и могут использоваться в учебном процессе в качестве дидактических материалов. Так результат работы над проектом «Талисманы олимпиады» - это презентация к уроку «История олимпийских игр», текстовый документ, в который собраны сочинения учащихся с включенными в них изображениями рисунков, который может быть напечатан в виде книги, итоговая презентация с приключениями детских талисманов, методические рекомендации учителя по проведению занятий урочной и внеурочной формы, посвященных работе над проектом.