Особенности тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

При допросе несовершеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших, важно правильно.определить очередность допросов. Особенность решения этого вопроса заключается в том, что наряду с несовершеннолетним свидетелем и потерпевшим, как правило, по этому же делу допрашиваются взрослые, которые на несовершеннолетних могут оказать то 'или иное влияние.

К таким лицам относятся прежде всего родственники и другие близкие несовершеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших. Как уже указывалось, оказываемое ими влияние, с точки зрения интересов следователя, может быть как положительным, так и отрицательным.

Если у следователя нет оснований опасаться этого влияния, целесообразно начинать допрос именно со взрослых свидетелей, которые могут сообщить важные сведения о несовершеннолетних и малолетних, подлежащих допросу.

Узнав о том, чтo именно им известно по делу, и в частности, что несовершеннолетние рассказывала об обстоятельствах дела своим родным и близким, следователь более правильно определит предмет, допроса несовершеннолетнего и малолетнего, точнее сформулирует вопросы, подлежащие выяснению. Сведения об особенностях личности несовершеннолетнего, об уровне его развития и круге интересов способствуют определению правильной тактики его допроса.

Когда же есть основания полагать, что взрослый оказывает или может оказать на несовершеннолетнего нежелательное влияние, то предупредить это — одна из важных задач следователя. В подобных случаях допрос несовершеннолетнего и малолетнего должен быть произведен в первую очередь, а вызван он должен быть по возможности помимосто родственников и близких.

Определив очередность допросов, следователь должен наметить время его проведения таким образом, чтобы не заставлять несовершеннолетних долго ждать его начала, Долгое ожидание нервирует даже взрослых, выводит из равновесия. Еще быстрее теряют терпение несовершеннолетние. Они становятся рассеянными, капризными, и следователю приходится немало потрудиться, чтобы успокоиться и создать нормальную обстановку допроса.

Свидетели и потерпевшие, достигшие 16 лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показании и за дачу заведомо ложных показаний. Поэтому следователь должен выяснить, достиг ли допрашиваемый указанного возраста. Вопрос этот разрешается обычно в беседе с ним, а в случаях, когда таким способом Не представляется возможным выяснить, возраст, то путем осмотра соответствующих документов, содержащих сведения о его возрасте.

Предупреждение об ответственности несовершеннолетних должно быть особенно обстоятельным и сопровождаться необходимыми разъяснениями.

Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших начинается с их свободного рассказа. Однако в большей степени, чем взрослые, 'несовершеннолетние нуждаются в подробном разъяснении того, что от них требуется, какие обстоятельства интересуют следователя, причем разъяснению, как правило, должно предшествовать выяснение самых простых и нейтральных обстоятельств (в том числе биографического характера) для того, чтобы следователь мог определить, способен ли несовершеннолетний или малолетний вообще свидетельствовать по делу.

Выяснение вопросов, связанных обычно с несложной биографией ребенка, существенно отличается от допроса взрослых, о чем следователи иногда забывают, используя бланки протоколов взрослых свидетелей.

Конечно, данные биографического характера не дают следователю достаточного материала для того, чтобы судить об уровне развития несовершеннолетнего, способности к воспроизведению интересующих следствие событий. Поэтому полезно вначале задать ему ряд простых вопросов: откуда он сейчас пришел, что делал, когда получил вызов, с кем его обсуждал и т.д.

Известно, что в свободном рассказе любого из допрашиваемых меньше искажений, чем в ответах на вопросы, имеющие внушающее воздействие и порождающие настороженность. Естественно, что опасность такого влияния еще больше, когда допрашивается несовершеннолетний. Следователь же заинтересован в том, чтобы выслушать.непринужденный свободный рассказ такого свидетеля или потерпевшего. Поэтому во время свободного рассказа несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего не рекомендуется перебивать его вопросами или замечаниями. 'Перебивая свидетеля, допрашивающий нарушает ход его мыслей, связность и последовательность изложения, лишает его показания ясности и полноты.

Многое можно узнать, слушая, что и как рассказывают несовершеннолетние свидетели или потерпевшие. Таким путем удается заранее выбрать тот элемент показаний, который они знают лучше. Именно на нем и следует остановиться подробнее, так как здесь наиболее высока степень достоверности сообщаемых данных. Вот по чему неправильно ограничиваться выяснением, подтверждает ли свидетель или потерпевший показания лиц, ранее допрошенных в отношении того или иного обстоятельства.

Однако из этого не следует, что несовершеннолетнему свидетелю или потерпевшему не должны задаваться вопросы. Важно правильно их сформулировать и определить их 'последовательность. Так же, как и при допросе взрослых, вопросы могут быть дополняющими, уточняющими, детализирующими и т. д.

Несовершеннолетнему и малолетнему необходимо задавать вопросы, так как без них иногда невозможно вообще получить показания. Чем меньше возраст допрашиваемого, тем, естественно, труднее получить от него связный свободный рассказ. Вопросы следователя мешают ему отвлечься от темы допроса, оживляют его воспоминания'. Вопросы помогают следователю определить, насколько полно осведомлен свидетель об относящихся к делу фактах и несколько они его заинтересовали, а также в каких условиях происходило восприятие. Наконец, вопросы по нейтральным обстоятельствам помогают следователю вступить в контакт с допрашиваемым, Известно, что малолетние боятся “чужих”, незнакомых им людей. Познакомиться с ребенком, расположить его к себе задача трудная, но выполнимая.

Ввиду быстрой утомляемости малолетних при их допросе целесообразно делать перерывы, во время которых можно побеседовать с ними на посторонние темы, представляющие для них интерес.

Достоверность показаний несовершеннолетних, как и при допросе взрослых, должна проверяться еще в ходе их допроса путем детализации и конкретизации полученных показаний и сопоставления с другими доказательствами. Если возникает предположение, что несколько несовершеннолетних дают одинаковые ложные показания в результате, по-видимому, оказанного на них воздействия, каждому из них следует ставить вопросы, по-разному сформулированные и в иной последовательности.

Если в результате детализации и конкретизации показаний становится очевидной их ложность, следователь, использовав индивидуальные особенности допрашиваемого, может вызвать у него чувство стыда или страх перед ответственностью, что в раде случаев побуждает несовершеннолетнего отказаться от лжи к дать правдивые показания.

Иногда полезно бывает указать подростку на то, что его правдивые показания помогут раскрыть преступление, и вызвать у него интерес к этому.

Действенным средством, побуждающим несовершеннолетнего дать правдивые показания, является предъявление доказательств и очные ставки. Однако умолчание о важных обстоятельствах далеко не всегда является результатом злого умысла несовершеннолетнего. Нередко они не могут припомнить те или иные факты или не сообщают о них, не придавая им значения.

Цель тактических приемов допроса в том и заключается, чтобы помочь свидетелю и потерпевшему припомнить важные обстоятельства, не упустить те сведения, которыми они располагают.

Как уже указывалось, ряд тактических приемов, основанных на данных психологии и законах восприятия, запоминания и воспроизведения, помогает оживлять память людей, забывших те или иные обстоятельства.

Имея в виду, что узнавание — наиболее легкий и полный процесс воспроизведения для несовершеннолетнего, можно помочь ему припомнить забитые им факты не только путем постановки вопросов, активизирующих ассоциативные связи, но и путем предъявления людей или каких-либо предметов или допросить его на месте происшествия.

Весьма результативен при допросе несовершеннолетних н косвенный допрос, когда интересующие следователя обстоятельства выясняются постановкой не прямых, а побочных вопросов, связать которые со скрываемым фактом несовершеннолетние не в состоянии.

При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей — подростками, которые непосредственно участвовали в преступлении, но не привлечены к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, по наступлении которого они подлежат уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в попятных выражениях объяснить таким свидетелям, что им не угрожает уголовная ответственность, а также цель их допроса. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, насколько опасен тот путь, на который они встали, и какие вредные последствия повлек их поступок.

Несовершеннолетнему должно быть очевидно, что его действия решительно осуждаются, Следователю необходимо убедить такого свидетеля, что своим поведением на следствии он должен доказать, что раскаивается в содеянном и намерен искупить свою вину, а судить об этом будут прежде всего по тому, дает ли он правильные показания.не умалчивает ли о важных обстоятельствах. В подавляющем большинстве случаев такая позиция следователя способствует получению правдивых показаний.

Как уже указывалось, потерпевшие допрашиваются по правилам допроса свидетелей. Вместе с тем при применении тактических приемов учитываются особенности положения потерпевшего, обусловленные тем, что преступлением ему нанесен ущерб.

Несовершеннолетний потерпевший, как правило, лучше, чем обычный свидетель, помнит обстоятельства преступного события, так как оно, несомненно, взволновало его и было связано с переживаниями. Однако последнее обстоятельство, а также опасения, что его будут осуждать или смеяться над ним, нередко предопределяет склонность несовершеннолетнего к преувеличению.

Кроме того, естественный страх перед внезапно возникшей опасностью нередко приводит к нарушению правильного восприятия, что также влечет за собой дачу недостоверных показаний.

В связи с этим особенно тщательно рекомендуется детализировать показания несовершеннолетнего потерпевшего сопоставляя его показания в ходе допроса с другими, имеющимися в деле, данными. Показания несовершеннолетнего потерпевшего могут быть уточнены путем его допроса на месте происшествия, предъявления ему предметов, и фантазированию при последующем изложении событий, обнаруженных на этом месте, и т. д.

Если потерпевший сознательно показывает неправду, целесообразно проверить, не оказано ли на него давление со стороны родителей или других заинтересованных лиц, и принять меры к устранению такого воздействия. Для этого, в частности, можно использовать помощь педагогов той школы, в которой учится несовершеннолетний. Тематические уроки, сочинения на тему о честности, правдивости и искренности оказывают на потерпевших сильное влияние.

Известен случай, когда 14-летняя девочка, изнасилованная отчимом и скрывавшая это под влиянием матери, после двух тематических уроков, специально организованных по просьбе следователя, пришла к нему по собственной инициативе и рассказала о преступлении.

По делам о половых преступлениях необходимо принять все возможные меры к охране тайны следствия и всячески щадить несовершеннолетнюю потерпевшую, и без того крайне травмированную происшедшим. Именно страх огласки препятствует прежде всего в подобных случаях даче правдивых показаний. Следователь должен подробно и терпеливо разъяснить потерпевшей, какие меры он принял к тому, чтобы происшедшее с ней не стало достоянием гласности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: