Тема: Федеративное устройство

Вопросы:

1.Понятие федеративного устройства

2.Принципы федеративного устройства

3.Состав РФ

4. Административно-территориальное деление и территориальная организация местного самоуправления

5. Автономия

6. Статус РФ и статус субъектов РФ

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: Понятие федеративного устройства

Федеративное устройство — один из институтов КП, объединя-
ющий совокупность конституционно-правовых норм, которые регули-
руют статус федеративного государства (федерации) и статус субъек-
тов федерации. Статус федерации и статус ее субъектов в их взаимо-

связи определяют федеративные (статусные) отношения. Конституци-
онно-правовое регулирование этих отношений призвано обеспечить
государственную целостность федерации, единство системы государ-
ственной власти, сохранение идентичности и многообразия субъектов
федерации

Изначально федеративные (статусные) отношения возникают на
основе согласия их участников. По природе эти отношения являются
двухуровневыми. В них выражается состояние независимости, зависи-
мости и взаимозависимости между федеративным государством и
субъектами федерации (государства-члены)'.

Независимость определяется полномочиями федеративного
государства и субъектов федерации по принятию самостоятельных
‘решений по предметам исключительного ведения на соответствующем
уровне государственной власти. Объем указанных полномочий за-
крепляется в конституции и может быть различным. По его величине
«измеряется» степень независимости федеративного государства и
‘субъектов федерации.

Граница независимости определяется необходимостью сохране-
ния единства системы государственной власти и соответственно госу-
дарственной целостности федерации. Выход за границы ведет к кон-
федерации или распаду федерации.

Исходя из степени независимости выделяют виды федерации.
Например, с низкой — (жесткие) и с высокой — (мягкие) степенью неза-
висимости субъектов федерации. Существуют и иные основания клас-
сификации и соответственно — виды федераций.

По способу образования выделяют договорные, конституцион-
ные и договорно-конституционные федерации; по составу субъектов
федерации делятся на национальные, территориальные, национально-
территориальные и этнические (корпоративные); по объему полномо-
чий субъектов федерации различают симметричные и асимметричные
федерации; по особенностям разграничения полномочий федерации.
подразделяются на централизованные и децентрализованные; в зави-
симости от того, где сосредотачивается центр принятия решений, раз-
личают делегированные, конституционные и нецентрализованные.

Зависимость определяется обязательностью решений федера-
тивного государства для субъектов федерации. По величине объема
полномочий, связанных с принятием федерацией общеобязательных
решений, «измеряется» мера зависимости субъектов федерации от фе-
деративного государства. Граница зависимости детерминируется
необходимостью сохранения идентичности и многообразия субъектов
федерации, их особенностей, гарантируемых принятием самостоятель-
ных решений, исходя из исторической, географической и этно-
национальной самобытности народов. Выход за границу ведет к уни-
таризации федеративного государства, к полному подчинению и утра-
те самостоятельности субъектов федерации.

Взаимозависимость состоит в разделении компетенции между
федеративным государством и субъектами федерации. Разделение
компетенции осуществляется путем конституционного определения
полномочий федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов федерации по вопросам совместно-
го ведения. Взаимозависимость гарантирует способность взаимодей-
ствия федерального государства и субъектов федерации. Граница вза-
имозависимости определяется пределами независимости и зависимо-
сти участников федеративных отношений.

Отношения независимости, зависимости и взаимозависимости,
будучи сбалансированными на основе требования государственной
целостности федерации и единства системы государственной власти,

определяют однородность (согласованность) статуса федеративного
государства и статуса субъектов федерации'.

Наличие общих подходов не исключает индивидуальных осо-
бенностей федеративного устройства каждого государства. Конститу-
ционно-правовое регулирование федеративных отношений принимает
различное выражение исходя из конкретно-исторических, политиче-
ских, экономических и социально-культурных особенностей, а также
задач, которые подлежат разрешению. Поэтому содержание понятия
«федеративное устройство» может быть раскрыто в полном объеме
только на основе действующих конституционных положений.

Так, в Конституции РФ понятие «федеративное устройство»
раскрывается в принципах федеративного устройства, в характеристи-
ках состава субъектов РФ, в полномочиях органов государственной
власти по предметам ведения РФ, по предметам совместного ведения
РФ и субъектов РФ и по предметам ведения субъектов РФ, а также в
‘других положениях статуса РФ и субъектов РФ.

Поправки в Конституции РФ, вносимые в соответствии с законом РФ 2020 года, расширяют содержание многих положений ныне действующей главы 3 Конституции РФ. Следует обратить внимание на сравнительную таблицу, которая дает четкое представление о новых положениях в их соотношении с действующими нормами Конституции РФ. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347677/

 

 


ВТОРОЙ ВОПРОС: Принципы федеративного устройства РФ

 

Принципами федеративного устройства являются основы, кото-
рые определяют сущность конституционно-правового регулирования
федеративных отношений. Принципы федеративного устройства за-
крепляются в Конституции в соответствии с общепризнанными прин-
ципами и нормами международного права. К ним относятся:

1. Суверенитет РФ (ч.1 ст.4). Суверенитет выражает высшую
власть народа (народный суверенитет) и государства как целого (гос-
ударственный суверенитет) внутри страны и за ее пределами.

Высшая власть внутри страны определяется в праве РФ само-
стоятельно осуществлять на собственной территории государственную
власть, се законодательные, исполнительные и судебные функции без

какого-либо вмешательства со стороны других государств или иной
власти внутри страны.

Юридическим выражением суверенитета внутри страны являет-
ся верховенство Конституции и ФЗ на всей территории РФ (ч.2 ст. 4).
Данное конституционное положение в системной связи со ст. 15 и
ст. 76 Конституции лежит в основе формирования правовой системы
РФ, а также соотношения федерального законодательства и законода-
тельства субъектов РФ.

Вовне суверенитет выражается в независимости РФ в междуна-
родных отношениях, в праве самостоятельно осуществлять свою
внешнюю политику, заключать (равно — денансировать) международ-
ные договоры или присоединяться к международным договорам и вы-
ходить из них.

В международных отношениях РФ обладает полным междуна-
родным статусом и международной правосубъектностью, возникаю-
щей на основе норм международного права.

Принцип суверенитета исключает вседозволенность. Он пред-
полагает признание и уважение суверенитета других государств, прав
и свобод человека и гражданина, их защиту в соответствии с Консти-
туцией и общепризнанными принципами и нормами международного
права, а также отстаивание национальных интересов с соблюдением
международных обязательств.

Согласно Конституции субъекты РФ осуществляют государ-
ственную власть на собственной территории (ст.73), а также участвуют
в осуществлении функций федеральной государственной власти. Это
определяет их природу как государственно-территориальных образо-
ваний, связанных с суверенитетом РФ. При этом субьекты РФ не об-
ладают полной международной правосубъектностью, они являются
лицами с неполным международным статусом.

"Связь субъектов РФ с суверенитетом РФ, возникающая из един-
ства системы государственной власти, подчинена требованию фрак-
тальности как основного свойства системы. Именно в этом смысле в

государственной власти субъектов РФ «отражается» и «запечатлевает-
ся» свойство суверенной государственной власти РФ".

Легальное понятие государственного суверенитета дается Кон-
ституционным Судом в Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П. В
нем закрепляются два исходных положения:

1) Конституция не предполагает какого-либо иного государ-
ственного суверенитета, помимо суверенитета РФ (абз.3 п.2.1);

2) суверенитет, по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции, ха-
рактеризует верховенство, независимость и самостоятельность госу-

 

дарственной власти, полноту законодательной, исполнительной и су-
дебной деятельности на государственной территории и независимость
в международном общении.

Как таковой суверенитет представляет собой необходимы
качественный признак РФ, определяющий основы се правового статуса
(2631 п.2.1). Следовательно, РФ, являющаяся по определению ч. 1
ст. 1 Конституции федеративным государством, — отмечается в поста-
новлении — есть единственная форма «материализации» (В.К.) суве-
ренной государственной власти или государственного суверенитета, а
соответствующая государственная власть наделена согласно Консти-
туции всей полнотой суверенных прав, т.е. обладает полным суверени-
тетом. Это утверждение конкретизируется.

Конституция — гласит вышеназванное постановление (абз.4
п.2.1) — связывает государственный суверенитет, конституционно-
правовой статус, полномочия РФ и се субъектов не с волеизъявлением
последних в форме договора, а с волеизъявлением многонационально-
го российского народа — носителя суверенитета и единственного ис-
точника власти в РФ (ч.1 ст.3 Конституции), который, реализуя прин-
цип равноправия и самоопределения народов (ч. 3 ст. 5 Конституции),
конституировал возрожденную суверенную государственность России
как исторически сложившееся государственное единство все настоя-
щем федеративном устройстве.

Характер государственного устройства РФ — отмечается далее в
постановлении — обусловлен конституционным решением вопроса о

суверенитете. Исторически данное решение предопределено тем, что
субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально при-
надлежит федерации в целом (абз.5 п.2.1).

Итак, Конституционный Суд исключает такую форму «материа-
лизации» суверенитета, как субъект РФ, который представляет собой
территориальную организацию государственной власти второго уровня.
По конституционно-правовой природе федеративного устройства суве-
ренной является только РФ (или федеративное государство) в целом.

Изложенная позиция Конституционного Суда основана на тео-
рии неделимости государственного суверенитета и его исключитель-
ной принадлежности верховной власти федеративного государства.
Таковым по конституционному определению является РФ — Россия
(ст.1 Конституции).

2. Государственная целостность и единство системы государ-
ственной власти
(ч. 3 ст. 5). Данный принцип включает два взаимосвя-
занных начала. Одно из них — государственная целостность. Целост-
ность характеризуется интегрированностью — государственно-
территориальной структуры РФ как федеративного государства. Инте-
трированность состоит в такой силе связи между федерацией и ее
субъектами, которая определяет качественную определенность (иден-
тичность) государства. Последняя, в свою очередь, обеспечивается
единством системы государственной власти — второе начало. Един-
ство системы основано на общих требованиях к организации и дея-
тельности органов государственной власти как по «вертикали», так и
по «горизонтали», а также согласованности их функций и разделении
полномочий. В этой связи федеральная законодательная власть обяза-
на урегулировать общие принципы системы органов государственной
власти и местного самоуправления (п. «и» ст. 72 Конституции), орга-
низации представительных и исполнительных органов государствен-
ной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 77 Конституции), субординационные
отношения в единой системе исполнительной власти в РФ по предме-
там ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов
РФ (ч.2 ст. 78 Конституции).

Одним из атрибутов государственной целостности является са-
мостоятельность РФ и субъектов РФ, их независимость, зависимость и
взаимозависимость в пределах, определяемых Конституцией. Само-
стоятельность выражается в конституционно-правовом статусе РФ,
сопряженном со статусом субъектов РФ. Сопряженность статусов
определяется их однородностью (согласованностью), к которой восхо-
дит способность системы государственной власти сохранять свою
функциональность в отношениях с гражданами, их объединениями и
международным сообществом. Именно в этом взаимодействии вос-
производится целостность федерации и единство системы государ-
ственной власти, идентичность и многообразие субъектов РФ.

3. Целостность и неприкосновенность территории_РФ (ч.3
ст. 4). Этот принцип является одним из важнейших принципов госу-
дарственного устройства и современного международного права. Как
таковой он закреплен не только в Конституции, но ив Уставе ООН и
ряде международных договоров (например, Заключительный акт Со-
вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ 1975 г.)).
Принцип целостности и неприкосновенности территории сложносо-
ставный. В нем содержатся два самостоятельных требования.

Первое. Целостность территории означает: а) запрет насиль-
ственного отделения территории государства либо захват какой-либо
се части; 6) невозможность передачи (уступки) территории иностран-
ному государству, в том числе на основании международного догово-
ра. Органы государственной власти и должностные лица не вправе
принимать решения о передаче (уступке) государственной территории;
в) принятие мер по охране государственной территории, независимо-
сти и государственной целостности страны, ее обороне и государ-
ственной безопасности; г) невозможность сецессии — выхода субьекта
РФ из состава РФ; д) допустимость «федеральной интервенции» (вме-
шательства) и иных мер федерального воздействия для преодоления
угрозы территориальной целостности РФ, исходящей от субъекта РФ.
Это право выявлено Конституционным Судом в порядке толкования
Конституции (Постановление Конституционного Суда № 10-П от
31.07.1995).

Второе. Неприкосновенность территории состоит в недопусти-
мости а) использовать территорию государства без его согласия и 6)

вооруженного и иного посягательства на территориальную целост-
ность другого государства.

Целостность и неприкосновенность территории государства га-
рантируется признанием нерушимости границ согласно Заключитель-
ному акту СБСЕ/1975 г. В соответствии с этим актом государства
участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так
и границы всех государств в Европе. Поэтому они воздерживаются от
любых посягательств на эти границы, а также от любых требований
или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей
территории любого государства участника.

Нарушение границы рассматривается как международное пре-
ступление, влекущее применение самых жестких ответных мер: при-
менение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между орга-
нами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ
(ч.3 ст. 5). Производится в соответствии с требованием
ст. 10 Конституции, согласно которому государственная власть в РФ
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполни-
тельную и судебную, а соответствующие органы государственной вла-
сти являются самостоятельными.

Федеральные органы государственной власти РФ (закон
тельные, исполнительные и судебные) наделяются собственными пол-
номочиями, которые осуществляются по предметам ведения РФ (ст.71
Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов.
РФ (ст72 Конституции). Органы государственной власти субъектов.
РФ наделены полномочиями по предметам совместного ведения РФ и
субъектов РФ (ст.72 Конституции) и по предметам ведения субъектов
РФ (ст.73).

5. Равноправие субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции:
субъекты РФ являются равноправными, Это общее конституционное
положение конкретизируется:

во-первых, субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной власти (ч.4 ст.5 Конститу-
ции). Данное требование обусловливает необходимость установления
во взаимоотношениях с РФ единых правил для всех ее субъектов;

во-вторых, субъекты РФ равноправны во взаимоотношениях
между собой (ФЗ № 184 от 06.10.1999 Об общих принципах организа-
ции законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ);

в-третьих, в равенстве общих положений статуса. Это право
каждого субъекта РФ а) иметь свою конституцию или устав; 6) форми-
ровать собственные органы государственной власти и издавать зако-
нодательство; в) иметь собственную территорию и административно-
территориальное устройство; г) иметь государственную собствен-
ность, вводить собственные налоги и сборы, утверждать бюджет;
д) устанавливать совместно с РФ единые начала разграничения пред-
метов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ; е) осу-
ществлять международные и внешнеэкономические связи; ж) устанав-
ливать свои символы и учреждать административный центр.

Равноправие не исключает различия в статусе отдельных видов.
(категорий, типов) субъектов РФ. Конституция закрепляет различный
объем прав у тех или иных видов (категорий, типов) субъектов РФ
Например, такие субъекты РФ как республики или автономные округа
либо город федерального значения Москва обладают конституцион-
ными правомочиями, которых нет у других видов (категорий, типов)
субъектов РФ. Отсюда следует, что равноправие не означает абсолют-
ного видового (категориального, типового) тождества в статусе субъ-
ектов РФ.

6. Равноправие и самоопределение народов (ч.3 ст. 5). В наиме-
новании данного принципа используются понятия: «равноправие
народное», «самоопределение народов». Каждое из названных понятий
имеет свое содержание. Его объем определяется термином «народы»,
который является производным от слова «народ».

Народ или многонациональный народ (преамбула, ч.1 ст.3
Конституции) — это весь народ, принадлежащий данной территории. В
отечественной науке КП понятие «народ» рассматривается как сово-
купность людей, ассоциированных в рамках одного государства и
принадлежащих данному государству. Лица, принадлежащие данному
государству, нередко именуются его (государства) «гражданами».

Народы согласно ч.1 ст. 9 Конституции — это этносы, прожива-
ющие на соответствующей территории (части территории РФ). В их
числе выделяются:

а) коренные малочисленные народы (ст. 69 Конституции). Со-
гласно ФЗ № 82 от 30.04.1999 О гарантиях прав коренных малочис-
ленных народов к данной группе относятся народы, проживающие на
территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие
традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитыва-
ющие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятель-
ными этническими общностями (ст.1). Все коренные малочисленные
народы (КМН) имеют собственный ареал обитания, который опреде-
ляет пространственные пределы их жизнедеятельности. Большинство
КМН проживают в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Во-
стока (ханты, манси, вепсы, саами и др.). Они занимаются традицион-
ным хозяйствованием и промыслами;

6) национальные меньшинства (п. «в» ст. 71 Конституции). В.
международном праве национальные меньшинства именуются как
малочисленные этнические общности. В науке КП часто используется
понятие ‹этнические меньшинства», которое равнозначно понятиям
«национальные меньшинства» и «малочисленные этнические общно-
сти». К этническим (национальным) меньшинствам относятся пред-
ставители той или иной этнической группы, являющиеся гражданами
данного государства и осознающие себя национальной общиной, от-
личающейся от доминирующего большинства самобытной культурой,
национальным языком, религией и обычаями (например, финны, про-
живающие в Республике Карелия, или эстонцы — в Красноярском крае,
Омской области и др.

в) иные народы РФ. К данной группе относятся крупные нацио-
нальные общности, многие из которых являются титульными этносами.
республик в составе РФ, автономной области, автономных округов или
административно-территориальных единиц с особым статусом в со-
ставе вновь образованных субъектов РФ (например, коми-пермяки в
Коми-Пермяцком округе Пермского края).

Общим для всех народов РФ является компактность прожива-
ния большинства из них на части территории РФ или их принадлеж-
ность определенному ареалу обитания.

Равноправие народов означает равное право всех народов РФ на
сохранение этнической (национальной) идентичности, проявляющейся
в особенностях языка, верований, отправления религиозных культов,
традиционного образа жизни, в том числе особых видах хозяйственной
деятельности, промыслов, ремесел.

Самоопределение народов. Право народов на самоопределение
регулируется нормами конституционного права и международного
права. Принимая во внимание доминирующую роль международно-
правовых норм в указанной сфере, Конституционный Суд в Постанов-
лении № 3-П от 13.03.1992 подчеркнул, что право на самоопределение
включено в круг международных норм, регулирующих права и свобо-
ды человека и гражданина. В нормах международного права устанав-
ливается, что право на самоопределение имеют все народы. Исходя
из права на самоопределение все народы свободно устанавливают
‘свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономиче-
ское, социальное и политическое развитие
. Все государства обязаны
поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это
право (ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах от 19.11.1966).

В Декларации о принципах международного права ООН от
24.10.1970 определяются формы (способы) осуществления права на
самоопределение.
В их числе: а) создание суверенного и независимого
государства; 6) свободное присоединение к независимому государству
или объединение с ним; в) установление любого другого политическо-
го статуса (например, статуса субъекта федерации. — В.К.)

Принимая во внимание изложенное, следует особо подчеркнуть,
что во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 оговарива-
ется важнейшее условие реализации права на самоопределение: необ-
ходимость обеспечения должного признания и уважения прав и свобод
других. Данное положение конкретизируется в резолюции Генераль-
ной Ассамблеи ООН 4ИИ7 от 04.12.1986, в которой говорится: разви-
тие и защита одной категории прав никогда не могут служить предло-

гом или оправданием для освобождения государств от развития и за-
щиты других прав. В противном случае при реализации любого права,
в том числе и права на самоопределение, будет иметь место не осу-
шествление права, а злоупотребление правом.

Наряду с этим указанные международные правовые акты под-
черкивают недопустимость использования ссылок на принцип само-
определения для подрыва единства государства и национального един-
ства. Другими словами, международное право связывает реализацию
права на самоопределение с требованием соблюдения не только прав
человека, но и принципа территориальной целостности. В Постанов-
лении Конституционного Суда № 10-П от 31.07.1995 особо подчерк-
нуто, что конституционная цель сохранения целостности государства
согласуется с общепризнанными международными нормами о праве
народа на самоопределение.

Аргументируя свою позицию, Конституционный Суд сослался
на Декларацию о принципах международного права ООН, из которой
следует, что осуществление права на самоопределение не должно тол-
коваться как санкционирующее или поощряющее любые действия,
которые вели бы к расчленению или полному нарушению территори-
альной целостности или политического единства суверенных и незави-
симых государств, действующих с соблюдением принципа равнопра-
вия и самоопределения народов.

Конституция не признает права субъектов РФ (в том числе рес-
публик в составе РФ) на выход из РФ (сецессия). Поэтому сецессия не
может быть предусмотрена конституциями (уставами) субъектов РФ
Обратное означало бы признание правомерности полного или частич-
ного нарушения территориального единства суверенного государства
и единства населяющих его народов. Любые действия, имеющие це-
лью нарушение этого единства, наносят ущерб конституционному
строю РФ и несовместимы с международными нормами.

Названные действия означают также игнорирование принципа
нерушимости границ, признанного в современном международном
праве одной из основополагающих норм. Соблюдение этой нормы ле-
жит в основе сохранения международного мира и обеспечения всеоб-
щей безопасности.

Международное сообщество видит решение проблемы межна-
циональных отношений, особенно когда это касается этнических
меньшинств, не в формировании независимых и самостоятельных гос-
ударственных образований, а в принятии необходимых законодатель-
ных, административных и других мер для обеспечения защиты прав
человека и основных свобод лиц, принадлежащих к этническим мень-
шинствам, на их территории. По международному праву государства
обязаны воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких
лиц и способствовать осуществлению их прав и основных свобод и
законных интересов,

В частности, государства — участники СБСЕ обязались защи-
шать и создавать условия для поощрения этнической, культурной,
языковой и религиозной самобытности этнических меньшинств на
своей территории. Они заявили, что будут уважать свободное осу-
ществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и
обеспечивать их полное равенство с другими.

Международно-правовое решение проблемы межнациональных
отношений получило отражение и в законодательстве РФ. Конститу-
ция отвергает существование каких бы то ни было правовых норм,
допускающих неравноправие граждан в зависимости от их националь-
ной принадлежности, провозглашает свободу выбора в индивидуаль-
ном национальном самоопределении. При этом на федеральные органы
государственной власти возложены функции гаранта федерального
стандарта прав и свобод человека и гражданина на всей территории РФ.

7. Гарантированность прав коренных малочисленных народов
(ст. 69). В КП различают общие и дополнительные гарантии прав
(КМН).

Общие гарантии. Общими являются гарантии, которые распро-
страняются на все народы и на всех граждан согласно общеприз
ным принципам и нормам международного права и международным
договорам РФ в соответствии с Конституцией. Это означает, что за
каждым лицом, относящим себя к КМН, признаются общепризнанные
права и свободы человека и гражданина и все другие права и свободы,
закрепленные в Конституции.

К числу важнейших международных договоров, закрепляющих
общие гарантии прав КМН относятся: Всеобщая декларация прав че-
ловека от 10.12.1948; Международный пакт о гражданских и полити-
ческих правах от 19.11.1966; Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах от 19.11.1966; Конвенция о преду-
преждении преступлений геноцида и наказании за него от 09.12.1948;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни-
жающих человеческое достоинство видов обращения и наказания от
10.12. 1948; Конвенция ООН о политических правах женщин от
20.12.1952; Международная конвенция о ликвидации всех форм расо-
вой дискриминации 21.12.1965; Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979; Конвенция ООН о
правах ребенка 20.11.1989.

Дополнительные гарантии. В качестве дополнительных рас-
сматриваются гарантии, которые направлены исключительно на защи-
ту прав КМН. В международном праве к числу жестких международ

ных правовых актов, которые непосредственно регулируют права
КМН, относят: а) Конвенцию МОТ № 169 от 07.06.1989 О коренных
народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых
странах. РФ не является участником этой Конвенции. Поэтому ее по-
ложения носят для РФ рекомендательный характер; 6) Декларацию
ООН о правах коренных народов от 13.09.2007. Декларация носит ре-
комендательный характер. РФ воздержалась от се подписания; в) дру-
гие международно-правовые акты, закрепляющие статус этнических
(национальных) меньшинств, — Декларация ООН О правах лиц, при-
надлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым
меньшинствам от 21.02.1992; пакты Европейского союза (ЕС), в их
числе: Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств
от 05.11.1992; Рамочная Конвенция ЕС О защите национальных
меньшинства от 01.02.1995 (ратифицирована ФЗ № 84 от 18.07.1998).

На основе международных актов и актов ЕС принят ряд специ-
альных ФЗ, закрепляющих дополнительные гарантии КМН. В их чис-
ле: а) ФЗ № 82 от 30.04. 1999 О гарантиях прав коренных малочислен-

ных народов; 6) ФЗ № 104 от 20.07.2000 Об общих принципах органи-
зации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока РФ; в) ФЗ № 49 от07. 05. 2000 О территориях тра-
диционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Отдельные положения, касающиеся гарантий прав КМН, со-
держатся в Законе РФ № 1807-1 от 25.10.1991 О языках народов РФ:
Законе РФ № 3612-1 от 09.10.1992 Основы законодательства РФ о
культуре; в ФЗ № 174 от 23.11.1995 Об экологической экспертизе; ФЗ
№3 о 24.05.1995 О животном мире; ФЗ № 7 от 12.01.1996 О не-
коммерческих организациях; ФЗ № 7 от 06.01.1999 О народных ху-
ложественных промыслах; ФЗ № 73 от 25.06.2002 Об объектах куль-
турного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ; ФЗ №
166 от 20.12.2004 О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов; ФЗ № 209 от 24.07.2009 0б охоте и сохранении охотничьих
ресурсов; ФЗ № 273 от 29.12.2012 Об образовании и др.

Введение дополнительных гарантий, касающихся преференций
КМН в использовании природных ресурсов, потребовало законода-
тельного закрепления субъектного состава соответствующих отноше-
ний. В этой связи были утверждены Перечень КМН (Постановление
Правительства от 20.03. 2000) и Единый перечень КМН Севера, Сиби-
рии Дальнего Востока (Распоряжение Правительства от 17.04.2006),

 

Рекомендую ознакомиться со всеми вышеназванными нормативными правовыми актами. Обязательному изучению подлежат ФЗ, которые изложены ниже:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

16 апреля 1999 года

 

Одобрен

Советом Федерации

22 апреля 1999 года

 

Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 13.07.2015 N 256-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 26.07.2019 N 234-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Федеральном законе применяются следующее основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

КонсультантПлюс: примечание. С 07.05.2020 абз. 2 п. 1 ст. 1 излагается в новой редакции (ФЗ от 06.02.2020 N 11-ФЗ). См. будущую редакцию.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

 

КонсультантПлюс: примечание. С 07.05.2020 в абз. 3 п. 1 ст. 1 вносятся изменения (ФЗ от 06.02.2020 N 11-ФЗ). См. будущую редакцию.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) традиционный образ жизни малочисленных народов (далее - традиционный образ жизни) - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований;

3) исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни;

4) общины и иные формы общественного самоуправления (далее - общины малочисленных народов) - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

5) уполномоченные представители малочисленных народов - физические лица или организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляют интересы этих народов;

6) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

 

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов

 

Законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

 

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностных лиц.

3. Положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

 

Статья 4. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

1. Федеральные органы государственной власти в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

1) принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

К разработке и экспертизе проектов указанных федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации могут привлекаться уполномоченные представители малочисленных народов;

2) принимать федеральные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, развития, сохранения и возрождения их языков, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, использования и охраны земель и других природных ресурсов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

Осуществление указанных программ обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

К реализации указанных программ могут привлекаться органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых средств, а также уполномоченные представители малочисленных народов;

3) оказывать малочисленным народам в установленном Правительством Российской Федерации порядке целевую поддержку за счет средств федерального бюджета, направленную на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, осуществлять контроль за использованием указанных средств;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

4) устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

5) устанавливать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными представителями малочисленных народов ограничения нетрадиционной для малочисленных народов хозяйственной деятельности организаций, находящихся в федеральной собственности, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

6) решать вопросы возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов деятельностью организаций, находящихся в федеральной собственности;

7) устанавливать ответственность органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов;

8) обеспечивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам о малочисленных народах законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

9) совершенствовать законодательство Российской Федерации о мерах по недопущению действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, направленных на насильственную ассимиляцию, геноцид и этноцид малочисленных народов, экоцид их исконной среды обитания;

10) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

11) проводить единую политику в области разработки и реализации федеральных и региональных программ использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов, оценки природных ресурсов, ведения землеустройства и мониторинга указанных земель;

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

12) утратил силу. - Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

2. Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов утверждает:

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;

2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

3) порядок возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, лицам, относящимся к малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

(п. 3 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 234-ФЗ)

(часть вторая введена Федеральным законом от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право:

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

2) участвовать в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и принимать региональные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов;

3) в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

4) участвовать в регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами органов местного самоуправления по выделению средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

5) регулировать порядок передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ;

8) создавать на общественных началах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

10) наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

11) - 12) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

2) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

3) осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

4) - 5) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

6) устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

7) создавать на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов.

(п. 7 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 256-ФЗ)

 

КонсультантПлюс: примечание. С 07.05.2020 настоящий Закон дополняется ст. 7.1 (ФЗ от 06.02.2020 N 11-ФЗ). См. будущую редакцию.

 

Статья 8. Права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

1. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право:

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 05.04.2009 N 40-ФЗ)

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 234-ФЗ)

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

2. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право:

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 234-ФЗ)

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность, занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов и создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2009 N 40-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

КонсультантПлюс: примечание. Об особенностях направления на альтернативную гражданскую службу лиц, относящихся к малочисленным народам, см. Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой

 

Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

 

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйственной деятельности и промыслам малочисленных народов;

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

 

Статья 11. Территориальное общественное самоуправление малочисленных народов

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

В целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов, а также для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с федеральными законами осуществлять территориальное общественное самоуправление малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

Статья 12. Общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов

 

1. Лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

2. Особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 13. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 14. Судебная защита прав малочисленных народов

 

Лица, относящиеся к малочисленным народам, а также объединения малочисленных народов имеют право на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов, осуществляемую в порядке, предусмотренном федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

В целях эффективной судебной защиты прав малочисленных народов допускается участие в указанной судебной защите уполномоченных представителей малочисленных народов.

 

Статья 15. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Статья 16. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩИН КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ

И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Принят

Государственной Думой

6 июля 2000 года

 

Одобрен

Советом Федерации

7 июля 2000 года

 

Список изменяющих документов (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

 

Статья 1. Основные понятия

 

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, прожив


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: