Конфликты группируют:
- по количеству действующих лиц (массовые и парные);
- по длительности (кратковременные и затяжные);
- по объёму (глобальные, когда в конфликт вовлечены все, кто мог бы принять в нём участие и парциальные, когда конфликтуют лишь некоторые субъекты, тогда как другие в него не включаются);
- по соотношению статусов конфликантов (вертикальные и горизонтальные);
- по характеру проявления (деловые с преобладанием внимания предмету конфликта, и эмоциональные, когда предмет «тонет» в упрёках, обидах, амбициях сторон).
Если рассматривать типы конфликтов по причине возникновения, то можно выделить три основные разновидности:
- Конфликт целей – стороны по-разному оценивают ситуацию (на взятие кредита смотрят по разному директор и главный бухгалтер).
- Конфликт познания – у сторон расходятся взгляды по решаемой проблеме (разногласия по поводу ценовой политики между начальником отдела кадров и экономистом).
- Чувственный конфликт – в его основе лежат отношения людей друг с другом (два руководителя разных отделов вызывают друг у друга раздражение).
|
|
На основе анализа уровней организационного взаимодействия выделяют 5 уровней конфликтов в организации:
- Внутриличностный – происходит внутри человека, когда тот пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Например, выбор места работы или личностных ценностей.
- Межличностный – проявляется как столкновение личностей, находящихся в оппозиции друг к другу. Такой тип конфликта встречается наиболее часто.
- Внутригрупповой – конфликт между частями или членами группы и личностью. Часто такие конфликты возникают при смене руководства или появлении нового неформального лидера.
- Межгрупповой – противостояние нескольких групп, имеющее профессиональную, социальную или эмоциональную окраску.
- Внутриорганизационный - может возникнуть на почве неприятия распределения работ или власти.