ТЕМА. Понятие налогов. Виды налогов

Группа 331

ОУД.12 ЭКОНОМИКА

Занятие № 36

ТЕМА.  Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.
В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере
роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества.
Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов  бóльшую  долю своих доходов, чем менее состоятельные.
Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой
базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.
В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.
Размер налоговых изъятий постоянно является предметом
дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и
иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом
региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.
Налоговые льготы выражаются в частичном или полном
освобождении определённых физических и юридических лиц от
уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для
инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые
льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и
стране.
Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой
стране. Например, в России их десятки, а в США — более 100,
в Великобритании — около 80, во Франции — более 70, в Швеции — около 90 и т. д.
Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов —
вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих
странах от налогообложения освобождается часть доли прироста
затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.
Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное
освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном
малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в
третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль
облагается налогом с шестого года деятельности компании.
В развитых странах мира применяется дифференцированный
подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в
Швеции, 22% — в США и 5% — в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на
заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход
лишает государство важнейшей функции перераспределительного
механизма, который в развитых странах во многом сглаживает
социальный разрыв между богатыми и бедными.

Задание на дом:




































Написать конспект.

2. Ответить на вопросы (письменно):

Назовите три  системы налоговых ставок, охарактеризуйте их.

Дайте сравнительную характеристику трех систем налоговых ставок.

3. Сделать основные выводы по материалу (письменно).

Заполнить словарь. Выучить определения.

Ответы и выполненные задания отправлять на адрес: kem07keg14@mail.ru

 

 

Занятие № 37.

ТЕМА.     Понятие налогов. Виды налогов.

 

Налоги — один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов,
а также арендные платежи за использование рабов (в Древней
Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались
в аренду гражданам). В Древнем Риме пóдать (пошлину) собирали
с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.
Одним из первых ввёл систему государственных податей
царь Дарий — правитель Древней Персии. Все сатрапии должны
были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её
плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно,
что подвластные персидским царям народы платили в общей
сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая
вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.
В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю това рами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили,
а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза)
каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном
положении. Это заявление — прообраз современной декларации
о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от
размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие
вне Рима, облагались государственными и местными налогами.
В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель.
Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. — 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.
В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период
(до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и
рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10—12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если
размеры построенного здания превышали установленные); сбор
за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание
воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина),
налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы,
налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно
было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле
рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) — только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).
Во Франции в период правления Филиппа IV (1268—1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги
в размере 1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая
членов Ордена тамплиеров) — 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города — налог с торгового оборота (в виде пошлины
«с очага» — 0,33 ливра); итальянские купцы — ломбардийский налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в
стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие
налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной
Фландрии.
Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно.
В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести
временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном.
Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало
систематическим начиная с VIII в.
Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал
собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны
были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый.
Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили
подати хазарам.
Экономическая сущность налогов. Налоги — обязательный
индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических
лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований,
а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части
получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу
отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в
пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление
добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе
гарантии от гильотины.
Налоги выполняют важную социально-экономическую роль.
Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие
производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению,
и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции — определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы
различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют
фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая — их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять
условия жизни населения — богатые платят больше, бедные —
меньше.
Социальные налоги — это отчисления в пенсионный фонд,
фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам
предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной
статьи затрат — отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от
дохода).

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.
Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:
• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;
• частые изменения ставок налогообложения в зависимости
от экономических условий, складывающихся в стране;
• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.
Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её
дифференцированному использованию.
К налогам относят, например, подоходный налог, налог на
прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.
Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею.
Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России
ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20%
(однако его реальный расчёт — очень сложная бухгалтерская
процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки — чем больше доход, тем больше ставка налога.
Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так
как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые
налоги
, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на
имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств,
земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются
с действительно полученного дохода и отражают фактическую
платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог
на наследство и дарение и т. п.).
Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают
из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных
организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира
применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов — увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете
основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы — это форма косвенного налога, которым облагаются
определённые группы людей и организации, в основном фирмы,
осуществляющие экспортно-импортные операции.
Акциз — налог, взимаемый с покупателя при приобретении
некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются
табачные и винно-водочные изделия.
В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с
конкретным направлением государственных расходов — это налог
на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог
в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй — для финансирования
ремонта и строительства федеральных дорог.
По своему экономическому содержанию близка к налогам
пошлина — плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:
• оформление свидетельств о браке и рождении детей;
• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;
• принятие жалобы к рассмотрению в суде;
• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).
В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог
на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами
различных уровней: федеральными, региональными, местными
(городов и сельских поселений).
Примеры федеральных налогов:
• налог на доходы физических лиц;
• налог на операции с ценными бумагами;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• платежи за право пользования объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей
среды, за пользование водными объектами;
• налог на прибыль организаций;
• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);
• налог с владельцев транспортных средств;

• государственная пошлина;
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования
и дарения;
• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;
• налог на игорный бизнес;
• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• налог на добавленную стоимость (НДС);
• акцизы.
Примеры региональных налогов:
• налог на имущество предприятий;
• лесной налог;
• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц;
• единый налог на вменённый доход для определённых видов
деятельности.
Примеры местных налогов:
• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог;
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
• курортный сбор;
• сбор за право торговли;
• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений,
организаций независимо от их организационно-правовых форм на
содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;
• налог на рекламу;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров;
• сбор с владельцев собак;
• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями;
• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;
• сбор за парковку автотранспорта;
• сбор за право использования местной символики;
• сбор за участие в бегах на ипподромах;
• сбор за выигрыш на бегах;
• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением
сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;
• сбор за уборку территорий населённых пунктов;
• сбор за открытие игорного бизнеса.

Задание на дом:













































































































































































Написать конспект.

2. Ответить на вопросы (письменно):

История появления налогов.

Экономическая сущность налогов.

Что такое прямые и косвенные налоги?

Что такое государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами налоги?

Перечислите признаки налоговой системы страны.

3. Сделать основные выводы по материалу (письменно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: