Методы инструментального и лабораторного обследования детей с заболеваниями органов дыхания

Методы Показания для проведения
Рентгенография грудной клетки Подозрение на любой патологический процесс в легких
Компьютерная томография грудной клетки Спонтанный пневмоторакс Патология плевры Состояние лимфатических узлов и корней легкого Объёмные образования средостения Уточнение природы и распространенности очаговой патологии
Бронхография – рентгенконтрастный метод исследования Подозрение на хронический процесс в легких (врожденные пороки развития, деформирующий хронический бронхит, бронхоэктазы)
Ультразвуковое исследование Наличие жидкости в плевральной полости Опухоли плевры Состояние легочного кровотока
Радиоизотопные методы (сцинтиграфия перфузионная) Исследование капиллярного кровотока при хронических заболеваниях легких
Бронхоскопия Нарушение бронхиальной проходимости, длительного или рецидивирующего течения (подозрение на инородное тело, хроническое заболевание) Бронхолегочные процессы неясной этиологии Легочное кровотечение, кровохарканье
Исследование мокроты Микробиологическое Острые и хронические воспалительные заболевания легких, инфекционного генеза, с целью подбора антибактериальной терапии
Исследование мокроты цитологическое Диагностика характера воспалительного процесса (аллергического или инфекционного)
Исследование функции внешнего дыхания (спирометрия) Диагностика типа нарушения (обструктивный, рестриктивный, смешанный), степени выраженности (умеренные, значительные) при заболеваниях, имеющих хроническое течение
Плевральная пункция Диагностика характера выпота при плевритах – посев на микрофлору и возбудителя туберкулеза, цитология

6. Вопросы для самоподготовки:

Опорно-диагностические критерии при остром простом, обструктивном бронхите, пневмонии, бронхиолите, плевритах, бронхиальной астме, муковисцидозе.

Методы лабораторного обследования детей (микробиологическое и цитологическое исследование мокроты), нормативы, показания.

Методы инструментального обследования детей с заболеваниями органов дыхания (рентгенография грудной клетки, бронхоскопия, бронхография, сцинтиграфия, спирометрия), критерии оценки, показания к проведению.

7. Методика проведения занятия:

1) Клиническая оценка лабораторных и данных инструментальных исследований:

§ Оценка анализов гемограммы

§ Оценка микробиологического и цитологического исследования мокроты

§ Анализ данных функции внешнего дыхания

§ Анализ данных рентгенографии органов грудной клетки

2) Оснащение занятия:

5) Набор таблиц по теме занятия: «Нормативы показателей легочной вентиляции»

6) Рентгенограммы органов грудной клетки, данные спирометрии, микробиологического, цитологического исследования.

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: ИКФ Фолиант, 2009. – 928 с.

Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.]; под общей ред. Б.И. Кузника, О.Г. Максимовой. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Вузовская книга, 2008. – 260 с.

Дополнительная литература:

Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник / Р.Р. Кильдиярова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 160 с.

Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.

Самсыгина Г.А. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. – М.: Миклош, 2009. – 279 с.

Внебольничная пневмония у детей. Распространенность, диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа. – Москва: Оригинал-макет, 2011. – 64 с.

Лихорадочные синдромы у детей: рекомендации по диагностике и лечению / под общ. ред. А.А. Баранова, В.К. Таточенко, М.Д. Бакрадзе. – М: Союз педиатров России, 2011. – 228 с.

Синкопальников А.И., Козлов Р.С. Внебольничные инфекции дыхательных путей. Руководство для врачей – М: Премьер МТ, Наш город, 2007. – 352 с.

Круп у детей (стенозирующий ларингит). Методические рекомендации. – Москва, 2009. – 33 с.

9. Контроль знаний: ситуационныезадачи (приложение).

Методическая разработка учебного занятия №12

(для студентов)

1. Тема: Возрастные особенности органов кровообращения

В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.

2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой оценки функциональных показателей органов кровообращения у детей разных возрастных периодов.

3. Значение темы:

Изучив данную тему, студенты должны знать:

- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;

- этапы формирования и развития сердца и сосудов в антенатальном периоде для понимания патогенеза врождённой патологии органов кровообращения;

- механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы в постнатальном периоде и клинические проявления дизадаптации;

- возрастные морфо-функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей в разные периоды жизни;

- возрастные показатели сердечной деятельности в возрастном аспекте: частоту сердечных сокращений, ударный и минутный объём сердца, ОЦК, АД.

- возрастные гемодинамические особенности большого и малого кругов кровообращения.

Студенты должны уметь:

- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;

- оценить пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной артерии;

- определить АД на руках и ногах;

- сделать заключение о соответствии показателей сердечной деятельности возрастным нормативам.

5. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.

Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: