Методы | Показания для проведения |
Рентгенография грудной клетки | Подозрение на любой патологический процесс в легких |
Компьютерная томография грудной клетки | Спонтанный пневмоторакс Патология плевры Состояние лимфатических узлов и корней легкого Объёмные образования средостения Уточнение природы и распространенности очаговой патологии |
Бронхография – рентгенконтрастный метод исследования | Подозрение на хронический процесс в легких (врожденные пороки развития, деформирующий хронический бронхит, бронхоэктазы) |
Ультразвуковое исследование | Наличие жидкости в плевральной полости Опухоли плевры Состояние легочного кровотока |
Радиоизотопные методы (сцинтиграфия перфузионная) | Исследование капиллярного кровотока при хронических заболеваниях легких |
Бронхоскопия | Нарушение бронхиальной проходимости, длительного или рецидивирующего течения (подозрение на инородное тело, хроническое заболевание) Бронхолегочные процессы неясной этиологии Легочное кровотечение, кровохарканье |
Исследование мокроты Микробиологическое | Острые и хронические воспалительные заболевания легких, инфекционного генеза, с целью подбора антибактериальной терапии |
Исследование мокроты цитологическое | Диагностика характера воспалительного процесса (аллергического или инфекционного) |
Исследование функции внешнего дыхания (спирометрия) | Диагностика типа нарушения (обструктивный, рестриктивный, смешанный), степени выраженности (умеренные, значительные) при заболеваниях, имеющих хроническое течение |
Плевральная пункция | Диагностика характера выпота при плевритах – посев на микрофлору и возбудителя туберкулеза, цитология |
6. Вопросы для самоподготовки:
|
|
Опорно-диагностические критерии при остром простом, обструктивном бронхите, пневмонии, бронхиолите, плевритах, бронхиальной астме, муковисцидозе.
Методы лабораторного обследования детей (микробиологическое и цитологическое исследование мокроты), нормативы, показания.
Методы инструментального обследования детей с заболеваниями органов дыхания (рентгенография грудной клетки, бронхоскопия, бронхография, сцинтиграфия, спирометрия), критерии оценки, показания к проведению.
7. Методика проведения занятия:
1) Клиническая оценка лабораторных и данных инструментальных исследований:
§ Оценка анализов гемограммы
§ Оценка микробиологического и цитологического исследования мокроты
§ Анализ данных функции внешнего дыхания
§ Анализ данных рентгенографии органов грудной клетки
2) Оснащение занятия:
5) Набор таблиц по теме занятия: «Нормативы показателей легочной вентиляции»
|
|
6) Рентгенограммы органов грудной клетки, данные спирометрии, микробиологического, цитологического исследования.
8. Рекомендуемая литература:
Основная:
Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – СПб.: ИКФ Фолиант, 2009. – 928 с.
Здоровый ребенок: учебное пособие / Б.И. Кузник [и др.]; под общей ред. Б.И. Кузника, О.Г. Максимовой. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Вузовская книга, 2008. – 260 с.
Дополнительная литература:
Кильдиярова Р.Р. Педиатру на каждый день: справочник / Р.Р. Кильдиярова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 160 с.
Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.
Самсыгина Г.А. Инфекции респираторного тракта у детей раннего возраста. – М.: Миклош, 2009. – 279 с.
Внебольничная пневмония у детей. Распространенность, диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа. – Москва: Оригинал-макет, 2011. – 64 с.
Лихорадочные синдромы у детей: рекомендации по диагностике и лечению / под общ. ред. А.А. Баранова, В.К. Таточенко, М.Д. Бакрадзе. – М: Союз педиатров России, 2011. – 228 с.
Синкопальников А.И., Козлов Р.С. Внебольничные инфекции дыхательных путей. Руководство для врачей – М: Премьер МТ, Наш город, 2007. – 352 с.
Круп у детей (стенозирующий ларингит). Методические рекомендации. – Москва, 2009. – 33 с.
9. Контроль знаний: ситуационныезадачи (приложение).
Методическая разработка учебного занятия №12
(для студентов)
1. Тема: Возрастные особенности органов кровообращения
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-16, ПК-17, ПК-18.
2. Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой оценки функциональных показателей органов кровообращения у детей разных возрастных периодов.
3. Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- этико-деонтологические принципы общения с матерью и ребёнком, страдающим заболеванием органов кровообращения;
- этапы формирования и развития сердца и сосудов в антенатальном периоде для понимания патогенеза врождённой патологии органов кровообращения;
- механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы в постнатальном периоде и клинические проявления дизадаптации;
- возрастные морфо-функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей в разные периоды жизни;
- возрастные показатели сердечной деятельности в возрастном аспекте: частоту сердечных сокращений, ударный и минутный объём сердца, ОЦК, АД.
- возрастные гемодинамические особенности большого и малого кругов кровообращения.
Студенты должны уметь:
- опросить мать и/или ребёнка, выявив возможные жалобы, характеризующие заболевание сердечно-сосудистой системы;
- оценить пульс на лучевой, височной, сонной, бедренной артерии;
- определить АД на руках и ногах;
- сделать заключение о соответствии показателей сердечной деятельности возрастным нормативам.
5. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.
Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические и функциональные константы сердечно-сосудистой системы человека в возрастном аспекте.