Определите величину артериального давления на плечевой артерии. Для этого на среднюю треть обнаженного плеча обследуемого наложите и закрепите плотно манжету, чтобы между нею и кожей проходил всего один палец. Край манжеты, где находится резиновая трубка, должен быть обращен книзу, и располагаться на 2-3 см выше локтевой ямки. После закрепления манжеты ребенок удобно укладывает руку ладонью вверх; мышцы руки расслаблены. В локтевом сгибе найдите по пульсации плечевую артерию, приложите к ней фонендоскоп, закройте вентиль манометра и накачайте воздух в манжету. Воздух нагнетайте в манжету до тех пор, пока давление в ней не превысит примерно на 30 мм тот уровень, при котором перестает определяться пульсация плечевой или лучевой артерии. После этого вентиль постепенно откройте и медленно выпустите воздух из манжеты. Одновременно фонендоскопом выслушивайте плечевую артерию и следите за показанием шкалы манометра.
Показания манометра в момент появления тонов, синхронных с деятельностью сердца, отмечают как величину систолического давления, исчезновение их как величину диастолического давления.
|
|
Процедуру измерения артериального давления выполняют трижды с интервалом, необходимым для полного выхода воздуха из манжеты. В качестве результата в истории болезни фиксируют среднее значение двух последних измерений. Результат записывают в виде дроби: в числителе – систолическое, в знаменателе – диастолическое давление.
ВОЗ и Международным обществом гипертонии в 1999 г. предложено считать оптимальным АД у подростков с 13 лет ниже 120/80, нормальным – ниже 130/85 мм рт. ст. Артериальная гипертензия диагностируется у детей 7-9 лет при АД 125/75 мм рт. ст., 10-12 лет – 130/80 м рт. ст., начиная с 13 лет – 140/90 мм.рт. ст. (ВОЗ).
В диагностике ряда заболеваний имеет значение изменение давления не только в плечевой артерии, но и в других артериях, особенно нижних конечностей.
Для измерения давления на бедренной артерии манжету наложите на бедро обследуемого, лежащего на животе, и выслушивайте подколенную артерию в подколенной ямке.
На ногах артериальное давление на 20-30 мм рт. ст. выше, чем на руках.Основными методами функциональной диагностики сердечно-сосудистой системы в настоящее время являются ЭКГ и УЗИ сердца (ЭХОКГ).
Вопросы для самоподготовки.
1. Эмбриогенез сердца и крупных сосудов и значение данного периода в формировании врождённых пороков сердца.
2. Понятие о фетоплацентарном кровообращении и его значение в развитии плода.
3. Механизм адаптации сердечно-сосудистой системы в постнатальном периоде.
4. Понятие о синдроме персистирующей фетальной циркуляции, его причины, клинические проявления.
|
|
5. Морфологические особенности сердца ребёнка в отличие от взрослого: строение сердца, его иннервация, кровоснабжение и их значение в патологии органов кровообращения у детей.
6. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы в возрастном аспекте: ЧСС, АД, УОС, МОС, ОЦК, скорость кровотока.
11. Методика исследования и характеристика пульса.
12. Что отражает АД? Методики определения АД.
8. Методика проведения занятия:
Перечень практических навыков:
Опрос родителей и детей.
Определение пульса на лучевой, височной, бедренной, сонной артериях
Определение АД на руках и ногах
База: детское отделение КДКБ.
Оснащение занятия:
- таблицы: возрастные границы сердца, локализация верхушечного толчка (по В.И. Молчанову), точки выслушивания сердца, ЧСС, АД
- видеофильм: «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
- аудиодиск «аускультация сердца»
9. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.