Задание 3. Изучение коллектива учащихся определенного класса основной общеобразовательной школы

Цель задания: изучить психолого-педагогические особенности коллектива учащихся определенного класса основной общеобразовательной школы.

Выполнение задания. Изучение классного коллектива проводится на основе наблюдения за учащимися определенного класса основной общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время, а также в результате беседы с учителями и учащимися. Чтобы представить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива при изучении учащихся класса можно воспользоваться следующей ориентировочной схемой:

1. Характеристика образовательной организации. Успеваемость и воспитанность школьного коллектива. Взаимосвязь образовательной организации с представителями общественности. Влияние образовательной организации на жизнедеятельность классного коллектива и классного руководителя.

2. Структура классного коллектива, его состав и актив. Характеристика старосты и учащихся, пользующихся авторитетом у коллектива.

3. Характеристика учебно-воспитательной деятельности классного коллектива. Участие в общественно полезной работе.

4. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся. Сплоченность членов коллектива.

5. Общественно значимые цели классного коллектива. Общественное мнение в коллективе.

6. Взаимоотношение учащихся в микрогруппах.

7. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (учащийся-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.). Влияние отдельных школьников на коллектив.

8. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива.

10. Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса.

11. Содержание работы, проведенной обучающимся в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера.

12. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических общественных организаций).

Результаты наблюдения за учащимися определенного класса основной общеобразовательной школы, а также результаты бесед с учителями и учащимися оформить в виде нумерованного списка.

Для изучения поведения школьников на уроке информатики обучающимся в течение нескольких уроков необходимо проводить наблюдение за умением учащихся правильно вести себя, а результаты наблюдения фиксировать в следующем протоколе:

Протокол наблюдения за умением учащихся правильно вести себя на уроке

Имя и фамилия ученика Правильно сидит за столом Внимательно слушает объяснение учителя Не отвлекается от выполнения работы Поднимает руку для ответа на вопросы учителя Отвечает на вопросы учителя полным ответом
1 2 3 4 5 6 7
1. Забелин Андрей   + + + +
2. Искрин Евгений   + + + +
3. Карташов Михаил +   + + +
4. Плотко Анна + + + + +
5. Солдатова Полина + +   +  
и т. д.            

 

Для обработки данных, зафиксированных в протоколе, обучающимся необходимо представить их в виде следующей таблицы:

Характеристика поведения учащихся на уроке

Характеристика поведения учащихся

Количество учащихся

всего %
1 Правильно сидят за партой/компьютером    
2 Внимательно слушают объяснения учителя    
3 Не отвлекаются при выполнении работы    
4 Не выкрикивают с места, а поднимают руку для ответа на вопросы учителя    
5 Отвечают на вопросы учителя полным ответом    

 

На основании заполненной таблицы, делаем выводы о процентном отношении школьников, у которых правильная посадка, которые внимательно слушают объяснения учителя, не отвлекаются на посторонние дела, не выкрикивают с места и отвечают на вопросы учителя полными ответами.

На основании проведенного исследования наметить пути дальнейшей воспитательной работы по формированию у школьников умения правильно вести себя на занятиях по информатике и представить эти рекомендации в произвольной форме.

Задание 4. Изучение учебного плана, учебных программ и учебников по информатике основной общеобразовательной школы

Цель задания: изучить назначение, структуру и содержание учебного плана, учебных программ, учебников и учебных пособий по информатике для основной общеобразовательной школы.

Выполнение задания. На основании анализа учебного плана образовательной организации выделить изучаемые инвариантные учебные предметы, определить количество часов, отведенных на изучение информатики, а также возможность выделения дополнительных часов на информатику. Выполнить анализ основной образовательной программы и рабочей программы по информатике, определить структуру и соответствие ФГОС ООО. Выполнить анализ учебников и учебных пособий по информатике, выделив их особенности

При изучении школьных учебников анализируется:

• соответствие ФГОС ООО;

• наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала;

• соответствие материала санитарно-гигиеническим нормам;

• четкость структуры учебника и наличие аппарата ориентировки;

• научность материала;

• наличие теоретических обобщений материала;

• логичность и последовательность изложения материала;

• наличие внутрипредметных и межпредметных связей.

В результате анализа учебного плана общеобразовательной школы, учебных программ и учебных пособий по информатике, их назначение, структуру, содержание и соответствие ФГОС ООО представить в виде таблицы с одноименными полями. Анализ учебников по информатике, используемых учителем в своей деятельности, оформить в виде таблицы, в которой отразить выходные данные каждого учебника, а также все пункты схемы изучения школьных учебников. На основании проведенного анализа сделать вывод о реализации цели и задач обучения информатике в основной общеобразовательной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: