Цель задания: изучить психолого-педагогические особенности коллектива учащихся определенного класса основной общеобразовательной школы.
Выполнение задания. Изучение классного коллектива проводится на основе наблюдения за учащимися определенного класса основной общеобразовательной школы в урочное и внеурочное время, а также в результате беседы с учителями и учащимися. Чтобы представить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива при изучении учащихся класса можно воспользоваться следующей ориентировочной схемой:
1. Характеристика образовательной организации. Успеваемость и воспитанность школьного коллектива. Взаимосвязь образовательной организации с представителями общественности. Влияние образовательной организации на жизнедеятельность классного коллектива и классного руководителя.
2. Структура классного коллектива, его состав и актив. Характеристика старосты и учащихся, пользующихся авторитетом у коллектива.
3. Характеристика учебно-воспитательной деятельности классного коллектива. Участие в общественно полезной работе.
|
|
4. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся. Сплоченность членов коллектива.
5. Общественно значимые цели классного коллектива. Общественное мнение в коллективе.
6. Взаимоотношение учащихся в микрогруппах.
7. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (учащийся-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.). Влияние отдельных школьников на коллектив.
8. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива.
10. Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса.
11. Содержание работы, проведенной обучающимся в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера.
12. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических общественных организаций).
Результаты наблюдения за учащимися определенного класса основной общеобразовательной школы, а также результаты бесед с учителями и учащимися оформить в виде нумерованного списка.
Для изучения поведения школьников на уроке информатики обучающимся в течение нескольких уроков необходимо проводить наблюдение за умением учащихся правильно вести себя, а результаты наблюдения фиксировать в следующем протоколе:
Протокол наблюдения за умением учащихся правильно вести себя на уроке
№ | Имя и фамилия ученика | Правильно сидит за столом | Внимательно слушает объяснение учителя | Не отвлекается от выполнения работы | Поднимает руку для ответа на вопросы учителя | Отвечает на вопросы учителя полным ответом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Забелин Андрей | + | + | + | + | |
2. | Искрин Евгений | + | + | + | + | |
3. | Карташов Михаил | + | + | + | + | |
4. | Плотко Анна | + | + | + | + | + |
5. | Солдатова Полина | + | + | + | ||
и т. д. |
|
|
Для обработки данных, зафиксированных в протоколе, обучающимся необходимо представить их в виде следующей таблицы:
Характеристика поведения учащихся на уроке
№ | Характеристика поведения учащихся | Количество учащихся | |
всего | % | ||
1 | Правильно сидят за партой/компьютером | ||
2 | Внимательно слушают объяснения учителя | ||
3 | Не отвлекаются при выполнении работы | ||
4 | Не выкрикивают с места, а поднимают руку для ответа на вопросы учителя | ||
5 | Отвечают на вопросы учителя полным ответом |
На основании заполненной таблицы, делаем выводы о процентном отношении школьников, у которых правильная посадка, которые внимательно слушают объяснения учителя, не отвлекаются на посторонние дела, не выкрикивают с места и отвечают на вопросы учителя полными ответами.
На основании проведенного исследования наметить пути дальнейшей воспитательной работы по формированию у школьников умения правильно вести себя на занятиях по информатике и представить эти рекомендации в произвольной форме.
Задание 4. Изучение учебного плана, учебных программ и учебников по информатике основной общеобразовательной школы
Цель задания: изучить назначение, структуру и содержание учебного плана, учебных программ, учебников и учебных пособий по информатике для основной общеобразовательной школы.
Выполнение задания. На основании анализа учебного плана образовательной организации выделить изучаемые инвариантные учебные предметы, определить количество часов, отведенных на изучение информатики, а также возможность выделения дополнительных часов на информатику. Выполнить анализ основной образовательной программы и рабочей программы по информатике, определить структуру и соответствие ФГОС ООО. Выполнить анализ учебников и учебных пособий по информатике, выделив их особенности
При изучении школьных учебников анализируется:
• соответствие ФГОС ООО;
• наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала;
• соответствие материала санитарно-гигиеническим нормам;
• четкость структуры учебника и наличие аппарата ориентировки;
• научность материала;
• наличие теоретических обобщений материала;
• логичность и последовательность изложения материала;
• наличие внутрипредметных и межпредметных связей.
В результате анализа учебного плана общеобразовательной школы, учебных программ и учебных пособий по информатике, их назначение, структуру, содержание и соответствие ФГОС ООО представить в виде таблицы с одноименными полями. Анализ учебников по информатике, используемых учителем в своей деятельности, оформить в виде таблицы, в которой отразить выходные данные каждого учебника, а также все пункты схемы изучения школьных учебников. На основании проведенного анализа сделать вывод о реализации цели и задач обучения информатике в основной общеобразовательной школе.