Цель задания: изучить различные способы использования компьютера на уроках информатики, выявить эффективные способы организации процесса обучения с применением компьютерных средств.
Выполнение задания. В процессе посещении уроков необходимо изучить возможности применения компьютерной техники при изучении нового материала, закреплении и развитии изученного материала, его систематизации и обобщения, проверки и оценки знаний и умений школьников. Для этого следует рассмотреть особенности использования компьютерной техники в процессе обучения.
1. Визуальная адаптация
Задачи этапа: подготовить учащихся к овладению новым материалом; сформировать целенаправленную их познавательную деятельность; адаптировать их к пользовательскому интерфейсу программы.
Содержание этапа. Сообщение названия программы. Формирование эмоционального отношения к интерфейсу программы. Выделение областей, элементов управления, объектов интерфейса программы. Постановка учебной проблемы перед учащимися.
Условия достижения положительных образовательных результатов:
- оптимальное размещение учащихся перед компьютерной техникой;
- изучение программы и формулирование цели и практической значимости ее освоения для учащихся;
- мотивирование учащихся на работу с программой.
Показатели выполнения:
- осознанность и активность учащихся при выполнении заданий;
- оперативность восприятия и осмысления учебного материала;
- понимание учащимися практической значимости нового материала, назначения элементов программы.
2. Объяснение алгоритма деятельности
Задачи этапа: дать представление об изучаемой программе; добиться усвоения различных способов достижения результата.
Содержание этапа. Организация процесса восприятия и осмысления учебного материала. Объяснение и демонстрация последовательности выполнения действий для достижения определенного результата. Объяснение месторасположение программы и способа работы с ней. Обучение обобщенным способам деятельности.
Условия достижения положительных образовательных результатов:
- актуализация опыта и знаний учащихся;
- выполнение адаптации учащихся к программе;
- активизация мыслительной деятельности учащихся различными приемами;
- включение всех учащихся в деятельность;
Показатели выполнения:
- осознанность ответов учащихся;
- рациональная самостоятельная деятельность учащихся;
- овладение учащимися необходимой терминологией.
3. Закрепление алгоритма деятельности
Задачи этапа: з акрепить знания учебного материала; развивать речь учащихся.
Содержание этапа. Постановка системы вопросов и корректировка ответов учащихся. Демонстрация пошагового выполнения задания. Анализ ошибочно выполненных действий.
Условия достижения положительных образовательных результатов:
- применение системы вопросов для мыслительной активизации учащихся;
- демонстрация формального выполнения действий;
- привлечение к ответу учащегося внимания всего класса с целью исправления, уточнения и дополнения;
- определение пробелов в знании учебного материала.
Показатели выполнения:
- умение учащихся отвечать на вопросы;
- умение учащимися четко формулировать свои мысли;
- умение учащимися выделить действия для выполнения задания.
4. Формулирование задания для самостоятельной работы
Задачи этапа: организовать последующую самостоятельную деятельность учащихся за компьютерами.
Содержание этапа. Формулирование задания для последующей самостоятельной деятельности учащихся за компьютерами. Постановка проблемы. Мотивирование на оперативную и рациональную работу. Определение критериев оценивания самостоятельной деятельности учащихся.
Условия достижения положительных образовательных результатов:
- качественный инструктаж по выполнению заданий;
- понятность задания для каждого учащегося;
- привлечение внимания всего класса.
Показатели выполнения:
- самостоятельность школьников при выполнении заданий на компьютерах;
- рациональная организация учащимися своей деятельности.
5. Синхронная работа
Задачи этапа: проверить усвоение учащимися учебных действий; закрепить знания и подготовить учащихся к самостоятельной деятельности.
Содержание этапа. Одновременное выполнение учащимися серии заданий за компьютерами. Контроль и корректировка учителем выполнения учащимися указанных действий.
Условия достижения положительных образовательных результатов:
- подготовка и использование непродолжительных аналогичных заданий, направленных на выявление умений для последующей самостоятельной деятельности школьников;
- возможность видеть действия всех учащихся, работающих за компьютерами;
- обеспечение одновременности выполнения действий школьниками;
- оказание оперативной помощи учащемуся, без снижения темпа выполнения заданий всем классом.
Показатели выполнения:
- выполнение каждым учащимся хотя бы одного из аналогичных заданий;
- активная работа всех учащихся;
- оптимальный темп выполнения школьниками заданий.
6. Индивидуальная работа
Задачи этапа: освоить способы и средства практической деятельности с компьютером; на основе сформированных знаний выработать соответствующие умения.
Содержание этапа. Выполнение учащимися индивидуальных заданий за компьютером. Представление школьниками результатов своей деятельности. Выполнение работы исследовательского и творческого характера. Освоение и закрепление способов и средств деятельности с компьютером.
Условия достижения положительных образовательных результатов:
- разработка дифференцированных заданий для самостоятельной деятельности школьников;
- контроль процесса и времени выполнения работы каждым учащимся за компьютером;
- предупреждение учащихся за ранее о завершении работы;
- консультирование учителем учащихся;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с компьютерной техникой.
Показатели выполнения:
- выполнение всеми школьниками заданий за компьютерами;
- удовлетворение учащимися результатами своей деятельности;
- качество выполнение школьниками индивидуальных заданий.
Результаты изучения оформить в виде таблицы, с указанием выполнения задач этапа, соответствующих условий и показателей этапа, которые были выполнены (+) или не выполнены (–).
Этап урока: | ||||||
Задачи этапа | Содержание этапа | Условия достижения положительных результатов | Показатель выполнения задач этапа:
| |||
+ | – | + | – | + | – | |