Информационно-справочная система документации
Большинство документов, издаваемых в организациях, являются информационно-справочными.
Информационно-справочные документы - это совокупность документов, содержащих информацию о фактическом положении дел, служащих основанием для принятия решений.
К информационно-справочным документам относятся служебные письма, акты, справки, протоколы, заявления, докладные и объяснительные записки. Информация, содержащаяся в них, может побуждать к действию или может быть просто принята к сведению.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к оформлению информационно-справочных документов.
I.Служебные письма
Служебные письма - это самый распространенный вид деловых документов. Составляются письма для осуществления оперативной связи с другими учреждениями и предприятиями по различным вопросам.
По содержанию и назначению письма могут быть информационные, гарантийные, рекламационные, коммерческие, письма -запросы, письма-приглашения и т. д.
|
|
Информационные письма содержат сообщения, просьбы, напоминания, предложения.
Гарантийные предназначены для извещения о гарантиях оплаты, сроков поставки или качества продукции и услуг.
В рекламационных (претензионных) письмах излагают требования возмещения убытков, нанесенных из-за нарушения условий контракта или договора другой стороной (контрагентом). Рекламация должна подтверждаться прилагаемыми к письму документами в виде актов, справок и т.д.
Коммерческие письма составляют при заключении и выполнении контрактов, часто в них излагают просьбы о предоставлении информации о товарах и услугах у их продавцов, или напротив предлагают поставить товары или услуги.
В письмах-запросах просят у контрагента разъяснить какой-либо факт или действие.
В настоящее время всё более широкое распространение получают оперативные средства связи, в частности факсимильная связь. С её помощью передаются факсы.
Факс – документ, полученный с помощью специального аппарата (телефакса) по телефонным каналам связи и представляющий копию переданного документа. По факсу могут быть переданы любые виды документов и приложений к ним: таблицы, чертежи, схемы, рисунки, фотографии. Однако факсы в большей степени являются разновидностью переписки между деловыми партнёрами, организациями.
Его оформление осуществляется аналогично оформлению делового письма, только в реквизите АДРЕСАТ вместо почтового адреса указывается код города и номер факса получателя.
1. Служебные письма оформляются на бланках для писем, на которых в отличие от бланков общего вида размещены почтовые и банковские реквизиты предприятия.
|
|
2. В состав служебного письма входят следующие реквизиты:
адресат
дата
индекс документа
ссылка на индекс и дату документа-запроса, если письмо является ответом
заголовок к тексту
текст
возможно отметка о наличии приложения
подпись
фамилия и телефон исполнителя
3. Письмо составляется только по одному вопросу, например просьба о чем-то или извещение о чем-то.
4. Рекомендуемый объем делового письма - не более 2-х страниц (в исключительных случаях - до 5 страниц).
5. Письма оформляют в двух экземплярах, причем оригинал письма печатают на бланке учреждения, а копийный экземпляр на чистом стандартном листе бумаги. Копийный экземпляр не подписывается руководителем, а заверяется секретарем.
Текст письма рекомендуется разбивать на две части - вводную и основную:
- в вводной части указываются причины вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы;
- в основной части формулируется основная цель письма.
Формуляр служебного письма
Наименование организации Адресат
________________________
Справочные данные организации
Дата _______№ ______________
На № ___________от __________
[Заголовок письма]
Текст
Должность руководителя Подпись Инициалы, фамилия
Фамилия исполнителя
и номер его телефона
Образец служебного письма
ООО «Куличики» Директору
г. Орск, ул. Строительная, д.34, оф. 1 ООО «ПродПоставки»
Тел. (958) 687-46-09 Конюховой Е.Ф.
Дата____ №_______ Адрес:
[Заголовок к тексту]
Уважаемая Елена Федоровна!
Просим прощения за задержку оплаты за предоставленные услуги по договору № 87 от 07.05.2017 г. и гарантируем, что переведем вам всю сумму в полном объеме в срок до 01.08.2017 года. Задержка произошла по независящим от нас обстоятельствам (проблемы с банком), поэтому просим не принимать никаких мер по принудительному взысканию данных средств, а также не обращаться в судебную инстанцию.
Директор подпись Мошкина О.Д.
Образец письма-запроса МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ Исх. № _____ “______” ___________ 200__ г. Председателю Федерального суда _____________ района г. Самары ______________________(Ф.И.О.) Адрес________________________ Уважаемый (ая) ____________________! Кафедра уголовного процесса и криминалистики Самарского госу-дарственного университета просит Вас предоставить в распоряжение ка-федры для пополнения ее архива ____ уголовных дел, рассмотренных Ва-шим судом, по которым истек срок их хранения в архиве суда и подлежа-щих уничтожению. Названные уголовные дела необходимы кафедре для надлежащейорганизации учебного процесса в рамках учебной дисциплины “Уголов-ный процесс РФ”. Заведующий кафедрой, профессор ___________ С.А. Шейфер
II. АКТ
Акты - это документы, составляемые специально выделенными должностными лицами (членами комиссий), назначаемыми приказом руководителя и подтверждающие установленные комиссией факты, связанные с деятельностью предприятия.
|
|
В зависимости от назначения акты бывают различного содержания:
· при смене работников, являющихся материально-ответственными лицами, составляются акты приема-передачи дел;
· при проверке деятельности предприятия или его структурного подразделения - акты по результатам обследования или ревизии;
· составляются акты при списании пришедшего в негодность инвентаря или оборудования;
· акты об испытаниях новых изделий, акты о выделении к уничтожению документов и т. д.
Акт оформляется на общем бланке и содержит следующие реквизиты:
- гриф утверждения;
- наименование вида документа (АКТ);
- дата;
- порядковый номер акта;
- место составления;
- индекс документа;
- заголовок к тексту;
- текст;
- отметка о наличии приложения (если есть приложение);
- подписи председателя и членов комиссии.
Текст акта состоит из двух частей - вводной и констатирующей.
Во вводной части указывается основание для составления акта - указывается номер и дата приказа, на основании которого была создана комиссия и перечисляются составители акта - присутствовавшие члены комиссии с указанием их должностей, а также перечисляются другие лица, присутствовавшие при работе комиссии, но не являющиеся ее членами.
В констатирующей части излагаются цели и задачи составления акта и существо проведенной комиссией работы, а также установленные факты и выводы.
Количество оформляемых экземпляров акта определяется числом заинтересованных сторон, то есть оформляется столько экземпляров, сколько человек изъявили желание получить экземпляр акта. При этом в акте указывается кому передан каждый экземпляры акта. Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении. При оформлении подписей членов комиссии их должности не указываются. Акт вступает в силу со дня его утверждения руководителем предприятия.
Образец оформления акта
|
|
III. СПРАВКА
Справка - документ, содержащий описание или подтверждение тех или иных фактов или событий.
Справки могут быть служебные и личные.
Служебные справки содержат результат обобщений каких-либо обследований, проведенных должностным лицом, например:
· справка о наличии материалов на складе, которую составляет зав. складом;
или
· справка о количестве пропусков занятий учениками за какой-то период времени, которая составляется завучем.
Личные справки выдаются физическим лицам. В них, обычно, подтверждаются какие-либо сведения, касающиеся этого лица, например:
· справка с места учебы;
· справка с места работы;
· справка с места жительства;
· справка о состоянии здоровья из поликлиники.
Справки оформляются на угловых бланках общего вида и содержит следующие реквизиты:
- адресат;
- название вида документа (служебная или личная не указывается, пишется просто слово «СПРАВКА»);
- порядковый номер справки;
- дата;
- место составления;
- в служебных справках заголовок к тексту;
- текст;
- отметка о наличии приложений; - подпись.
Отличия служебных и личных справок в том, что в служебных справках оформляется реквизит адресат, а в справках личных адресат не оформляется, но в конце текста документа пишут для какой цели выдана справка, то есть, в какое учреждение она будет предоставляться. На личных справках обязательна печать учреждения выдавшего справку.
Образец оформления личной справки: