Тема: Стереотипы в профессиональной деятельности

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующимися под воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов. Впервые термин «стереотип» был введен в общественные науки в 20-е гг. ХХ в. в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и поведения стал американский ученый Уолтер Липпман (Walter Lippman). В своей работе «Общественное мнение» (1922 г.) У. Липпман утверждал, что это упорядоченные, схематичные детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. В своей работе У. Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая – использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления, а стараются подводить их под уже имеющиеся категории. Вторая причина – это защита существующих групповых ценностей.С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигаются соответствующие аспекты этого явления. Так, Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Р. Таджури (R. Taguiri) понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко быстро воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории». Г. Тэжфел (H. Tajfel) суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:

 1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;

3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

 4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих людях. Следуя стереотипу, упрощается картина мира, однако это упрощение может привести к тому, что стереотипы оказываются чрезмерно обобщенными или неверными. Деятельность психологов также не избежала появления многочисленных стереотипных представлений о ее сущности. Практикующие психологи довольно часто сталкиваются с неверным представлением о собственной деятельности, которое сложилось у людей. Особенно актуальна данная проблема для стран постсоветского пространства. В связи с этим особенно интересной темой для изучения представляется проблема стереотипов в представлениях о деятельности психологов. Разрешение данной проблемы велось нами через посредство: – рассмотрения теоретических подходов к проблеме социального стереотипа в отечественной и зарубежной психологии; – выявления наиболее часто встречающихся стереотипов в представлениях о деятельности психолога; – изучения стереотипных представлений людей, касающихся деятельности психолога; – анализа частоты встречаемости стереотипных представлений в зависимости от возраста и уровня образования; – выработки в соответствии с результатами исследования практических рекомендаций для психологов. Объектом исследования являются стереотипные представления, а предметом – стереотипы в представлениях о профессиональной деятельности психологов. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что в настоящее время существует множество стереотипов о деятельности психологов, которые могут зависеть от уровня образования и возраста:

1) чем старше возраст, тем большее количество сложившихся стереотипов о деятельности психолога;

2) чем выше уровень образование, тем меньшее количество сложившихся стереотипов о деятельности психолога.


 


Самостоятельная работа№6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: