Содержание практических занятий по темам

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ПО ТЕМЕ: ЭКОНОМИКА КАК НАУКА: «ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ФУНКЦИИ»

Цель занятия – закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, овладеть основными экономическими понятиями:

экономические направления и школы, потребность, благо, экономические ресурсы, функции и методы экономической теории.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы развития экономических знаний.

2. Предмет, объект, сфера исследования, роль и ключевые задачи экономики.

3. Методы исследования в экономике.

4. Экономические категории и экономические законы.

5. Функции экономической теории и её место в системе экономических наук.

 

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Перечислите основные этапы развития экономической теории. И назовите представителей научных школ.

2. Охарактеризуйте современные направления в экономической науке.

3. Под влиянием чего происходило формирование предмета исследований в экономике.

4. Охарактеризуйте общенаучные и специфические методы исследования в экономике.

5. В чем заключается сущность позитивного и нормативного подхода в экономической теории.

Тесты

1. Какая из школ экономической теории была исторически первой:

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) мелкобуржуазная политэкономия;

г)  кейнсианство;

д) классическая политэкономия;

е)  физиократы.

2. Первые документы, отражающие экономический порядок на Руси, были представлены в:

а) «Домострое Сильвестра»;

б) «Русской правде»;

в) «Летописи Нестора»;

г)  «Рукописи В. О. Ключевского».

3. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политическая экономия;

г)  маржинализм.

4. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о натуральном богатстве;

д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;

5. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) проявляются через экономическую деятельность людей;

г)  носят исторически приходящий характер;

д) являются вечными.

 

6. Найдите соответствие:

1. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов А. Экономическая    модель  
2. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того какой должна быть экономика Б. Экономический эксперимент  
3. Абстрактная структура, создающая упрощенную картину экономической реальности В. Индукция  
4. Метод исследований объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей Г. Нормативная экономическая теория  
5. Специфический метод экономического анализа, состоящий в изучении, исследовании экономических явлений и процессов путем их воспроизведения, моделирования в искусственных или естественных условиях Д. Абстракция  

 

Задания для самостоятельного решения

Задание №1.

Определите, какие из перечисленных категорий относятся к микроэкономической теории: рыночный спрос, уровень цен, полезность блага, безработица, совершенная конкуренция, инфляция, бухгалтерская прибыль, валовый национальный продукт, кривая безразличия, платёжный баланс

Задание №2.

Определите, какие из представленных категорий формируют понятийный аппарат макроэкономической теории: предельные издержки, валовая выручка, общая полезность, монополистическая конкуренция, рента, цена земли, банковская система, антиинфляционная политика, совокупный спрос, денежный агрегат М1, чистый экспорт, валовый национальный доход.

Задание №3.

Выдвижение гипотез на основе анализа накопленных фактов об экономических явлениях и процессах представляет собой итог использования какого метода экономической теории? (дедукции, абстрагирования, индукции, моделирования). Раскройте сущность перечисленных методов на примере реальных экономических ситуаций.

Задание №4.

Выявление факторов экономического роста или спада при описании текущей экономической ситуации является примером нормативного или позитивного подхода. Обоснуйте свой ответ и приведите примеры нормативного и позитивного подхода при анализе экономической ситуации.

Темы реферата

1. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики и их вклад в развитие экономической мысли.

3. Экономическая политика и её цели.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ПО ТЕМЕ: ВЫБОР И ОГРАНИЧЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Цель занятия: изучить основные элементы экономики, типы экономических систем.

Вопросы для обсуждения

1. Потребности. Закон возвышения потребностей.

2. Экономические ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов.

3. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.

4. Основные типы экономических систем.

5. Национальные модели экономических систем.

6. Собственность. Права собственности. Формы собственности

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Отразите пирамиду А. Маслоу. Охарактеризуйте виды потребностей?

2. Дайте понятия блага и раскройте вида блага?

3. Охарактеризуйте экономические ресурсы и их виды?

4. Раскройте сущность производственных возможностей.

5. Что характеризует кривая производственных возможностей?

6. Понятие и виды экономических систем.

Тесты

1. Степень удовлетворения потребностей человеком, это:

а) выгода;

б) потребность;

в) дефицит;

г) спрос.

2. Желание удовлетворить потребности, является главным стимулом:

а) циклического развития экономики;

б) технического прогресса;

в) производства экономических благ;

г) централизации производства.

3. Процесс воспроизводства как постоянно повторяющийся процесс производства включает следующие фазы:

а) производство, распределение, обмен, потребление;

б) распределение, обмен, потребление;

в) производство, распределение, обмен;

г) производство, выбор, обмен, потребление.

4. Процесс удовлетворения потребностей, это:

а) производство;

б) обмен;

в) потребление;

г) распределение.

5. Экономические блага:

а) обладают свойством редкости;

б) находятся в определенном количестве;

в) обладают свойствами полезности.

6. По функциональному назначению в процессе общественного воспроизводства выделяют:

а) прямые и косвенные блага;

б) долгосрочные и краткосрочные блага;

в) частные и коллективные блага.

7. Ресурс, имеющий нематериальный характер, это:

а) финансы;

б) трудовые ресурсы;

в) природные ресурсы;

г) информация.

8. В современной экономической теории факторами производства являются:

а) земля;

б) труд;

в) капитал;

г) предпринимательство;

д) нет верного ответа.

9. Экономическая система отвечает на следующие вопросы:

а) что производить;

б) как производить;

в) для кого производить;

г) зачем производить.

10. Совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определённую экономическую структуру общества это:

а) производственные отношения;

б) средства производства;

в) хозяйственный механизм;

г) экономическая культура;

д) экономическая система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: