Строительство основ социализма в Китае

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 12

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОГСЭ.02  

Тема занятия: Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: сформировать представление о причинах и особенностях экономического развития Китая.

Развивающая: продолжать развивать информационно-коммуникативные навыки (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа Воспитательная: способствовать воспитанию познавательного интереса к данной проблеме

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: география, политология

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. Артемов, В.В. История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительная литература:

1. Орлов А.С. История России: учебник – М.: Проспект, 2014.

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.   3.Формирование новых знаний.   1 В чём особенности реформ и модернизации Японии после войны? 2 Как объяснить превращение Японии в высокоразвитую индустриальную державу?   Разгром советскими войсками в августе 1945 г. японской Квантунской армии, освобождение Маньчжурии, капитуляция Японии, передача трофейного японского оружия Народно- освободительной армии Китая создали благоприятные условия для завершения народной революции в Китае.   Строительство основ социализма в Китае; Курс прагматических реформ.   Беседа   Объяснительно-иллюстративный   Лекция       Фронтальный     Индивидуальный   Фронтальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.     50 мин.    
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.        2. Задание на дом.     3.Обобщение результатов работы обучающихся.   1 Дайте характеристику политики «большого скачка» и «культурной революции». 2 В чём сущность социально-экономических реформ в Китае в 70-80-ее.гг. 3 С какими требованиями проходили массовые выступления студентов в Китае в 1988 – 1989 гг? 4 Каковы основные направления внутренней и внешней политики современного китайского руководства?   Артемов, В.В. История: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2- Стр:398-401   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию   Дискуссия   Фронтальный 20 мин.   10 мин.     5 мин.     5 мин.  

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /



Лекционный материал

1 октября 1949 г. с победой коммунистов в гражданской войне в Китае было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Остатки войск гоминдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань, часть их отошла в Бирму.

 

Председателем созданного в КНР правительства стал Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, определил себя как «демократическая диктатура народа».

 

Строительство основ социализма в Китае

 

Первые меры нового правительства были связаны с распространением на всю территорию Китая законов, которые уже действовали в освобожденных районах. Была проведена аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывавших их самостоятельно, а также скот и инвентарь были распределены между крестьянами на уравнительной основе. Необрабатываемые земли, недра земли, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжелой индустрии.

 

Эти меры соответствовали историческим традициям деятельности центральной власти Китая прежних веков. Они встретили поддержку большинства населения, особенно крестьянства, составлявшего свыше 80% населения страны. Взяв курс на строительство социализма, соответствующего советской модели, руководство КНР вступило на путь кооперации крестьянства, включая обобществление земли. За счет национализации экономика почти полностью перешли под контроль государства.

 

Большую помощь Китаю оказывал Советский Союз. Китаю был передан Порт- Артур, предоставлены кредиты на льготных условиях. Оказывалась помощь в перевооружении армии, особенно в связи с войной в Корее, в создании тяжелой промышленности, в частности машиностроения, автомобилестроения. Готовились кадры для народного хозяйства Китая, советские специалисты работали на китайских предприятиях. Постепенно, однако, отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться.

 

Развенчание XX съездом КПСС культа личности И.В. Сталина, преступлений, совершенных в годы сталинизма, вызвало раздражение в руководстве Компартии Китая. Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина — лидера всего коммунистического движения. Кроме того, считал Мао Цзэдун, Советскому Союзу следовало поделиться с Китаем секретом ядерного оружия. Любые симптомы улучшения советско-американских отношений, в частности визит Н.С. Хрущева в США в 1959 г., воспринимались как предательство интересов Китая, поскольку США продолжали считать гоминдановский режим на Тайване единственным законным представителем китайского народа.

 

Социально-политические эксперименты в КНР В 1958 г. по инициативе Мао Цзэдуна была принята стратегия «большого скачка», смысл которой состоял в том, чтобы в кратчайший срок обогнать СССР и первым построить коммунистическое общество, соответствующее идеалу, распространенному в коммунистическом движении. Со своим лозунгом «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастливой жизни» Мао Цзэдун творчески развил идеи Н.С. Хрущева, поставившего цель к 1970 г. обогнать США и в 1980-е гг. построить в СССР коммунизм.

 

Итоги «большого скачка» оказались катастрофическими. Создание аграрных коммун, обобществление всей собственности крестьянства, уравнительное распределение произведенной продукции означали перевод всей страны на казарменное положение. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей при минимальном обеспечении продовольствием. От коммун требовалась не только аграрная, но и промышленная продукция. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, его качество исключало возможность его использования.

 

Итогом коммунистического эксперимента стало падение производства, в 1959 г. Китай столкнулся с проблемой голода. В возникновении трудностей были обвинены советские специалисты (в 1960 г. они были отозваны из Китая), а также внутренняя оппозиция.

 

Для борьбы с оппозицией Мао Цзэдун использовал молодежь — студентов, школьников, воспитанных в духе поклонения идеям председателя Мао. Провозглашенная Мао Цзэ-дуном «культурная революция» должна была искоренить в обществе «контрреволюционные элементы о, к которым оказались отнесены управленческие кадры, люди с высшим образованием, особенно полученным в СССР. Сформированные из молодежи отряды «красных охранников» хунвейбинов при помощи армии громили школы, университеты, местные органы власти, заставляя свои жертвы каяться в преступлениях против идей Мао Цзэдуна. Выжившие «преступники» отправлялись на «перевоспитание» в сельские коммуны.

 

Голод, спад промышленного производства, полностью дезорганизованного «культурной революцией», сопровождались милитаризацией страны. С конца 1950-х гг. Китай вел подготовку к воссоединению с Тайванем силой, им было создано собственное ядерное оружие-Китай оказывал поддержку Вьетнаму, народ которого боролся за воссоединение страны, против американского вмешательства в ее дела. Однако территория Китая была закрыта для поставок помощи из СССР во Вьетнам по суше. В 1969 г. произошли вооруженные столкновения на советско-китайской границе. В Китае не скрывали, что считают войну с СССР реальной перспективой. В 1971 г. Китай нормализовал отношения с США, которые признали законность режима Мао Цзэдуна, согласились с тем, что Тайвань должен рассматриваться как неотъемлемая часть Китая.

 

На международной арене Китай стремился создать собственное коммунистическое движение, ориентирующееся на Пекин, подтолкнуть страны Азии и Африки к выбору китайской модели социализма. Принятие этой линии национально-освободительными силами Камбоджи, которые в 1975 г. свергли проамериканский режим, привело к национальной трагедии. Лидер «красных кхмеров» Пол Пот уничтожил города, промышленность, отменил деньги. Все население страны было переселено в сельскохозяйственные коммуны, созданные по образцу китайских. Физически уничтожено было около 5 млн. человек, примерно половина населения страны: погибли все, кто не мог трудиться, кого считали оппозиционером. В 1977 г. режим Пол Пота, надеясь на помощь Китая, начал войну против соседнего Вьетнама.

 

Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. ситуация в КНР стала меняться, хотя влияние сторонников продолжения его линии сказывалось еще несколько лет. В 1979 г., когда армия Вьетнама разгромила силы «красных кхмеров» и вступила на территорию Камбоджи, Китай развернул против него боевые действия. Однако армия Вьетнама, имеющая опыт многолетней войны против США и южновьетнамского диктаторского режима, разгромила агрессоров.

 

Это поражение способствовало изменению политики КНР. Осуществление реформ, начавшееся в 1981 г., было связано с идеями Дэн Сяопина, который, не занимая высших постов в китайском руководстве, считался их идейным вдохновителем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: