ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДОТЕК И ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ»
Понятие, научные и правовые основы криминалистических учётов.
Криминалистическая регистрация – это система научных положений и разработанных на их основе методик по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов в целях информационного обеспечения раскрытия, расследования, предупреждения преступлений и решения иных задач правоохранительных органов.
Научными основами криминалистической регистрации являются:
– материалистическая диалектика как всеобщий метод познания окружающей действительности в ее непрерывном развитии;
– индивидуальность и неповторимость объектов, их тождественность только самим себе;
– относительная устойчивость объектов в течение определенного периода времени;
– возможность переноса и сохранения признаков следообразующего объекта на следовоспринимающий объект и наоборот.
Учет – система хранения и поиска криминалистически значимой информации об объектах учета, пригодной для раскрытия и расследования преступлений.
Понятие "учет" охватывает не только саму систему хранения и поиска информации, но и деятельность по формированию и ведению учета, т.е. сбору, обработке, хранению и предоставлению информации об объекте учета. При этом систематизация и размещение в информационной системе информации об объектах учета позволяет осуществить ее использование в целях раскрытия преступлений и расследования уголовных дел.
Использование учета предполагает осуществление комплекса мероприятий по получению и сопоставлению информации об объектах учета и объектах проверки в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия преступлений и расследования уголовных дел.
Различают следующие способы фиксации информации в учетах:
– описание (письменная фиксация сведений, признаков объекта, подлежащего регистрации);
– размещение дактилоскопических карт;
– фотографирование;
– фонограмма;
– зарисовка;
– коллекционирование (собирание и хранение объектов в натуре);
– смешанный (когда применяются несколько способов фиксации объектов).
При регистрации объектов их признаки (сведения о них) фиксируются по определенной системе. Соответственно различают формы ведения учета: картотеки, журналы, фотоальбомы, фототеки (видеотеки), натурные коллекции, базы данных (память ЭВМ), смешанная и др.
В результате проверки по учетам может быть установлено сходство проверяемого объекта с объектом, состоящим на учете, или могут быть получены сведения, характеризующие проверяемый объект или имеющие иное значение для расследования. При ведении экспертно- криминалистических учетов решаются вопросы идентификации объектов учета, т.е. возможно установление единичного объекта, относящегося к преступлению. Существенное значение в некоторых случаях может иметь и отрицательный ответ регистрационного органа – когда сообщается, что объект проверки по учету не значится.
Правовую основу деятельности по формированию и использованию учетов составляют Конституция, уголовно-процессуальное законодательство, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, а также ведомственные инструкции соответствующих министерств и ведомств.
Основаниями постановки на учет чаще всего выступают: приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения; постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт; постановление дознавателя, следователя или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого; постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого; постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования но нереабилитирующим основаниям; постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства; постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного; решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации и др.; рапорт сотрудника оперативно-розыскного подразделения, утвержденный его руководителем, либо поручение или требование следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу и др.
Виды и формы криминалистических учётов в органах внутренних дел.
Субъекты, осуществляющие ОРД, имеют в своем распоряжении и развивают собственные ведомственные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Однако в России функционируют информационные системы, которые используют все правоохранительные органы и спецслужбы.
Основным субъектом организации и ведения учетов в Российской Федерации являются ОВД, в которых в настоящее время насчитывается более 30 видов учета. Учеты формируются по следующим уровням:
федеральный уровень (ГИАЦ МВД России);
региональный уровень (ЗИЦ МВД, ГУВД, ИЦ УВД субъектов РФ);
местный уровень (ОВД районов, городов, линейные ОВД на транспорте).
Каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (действовать на всей территории России) и децентрализованным (региональный, местный).
Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ОВД, можно разделить натри группы: 1) лица; 2) факты, события; 3) предметы.
Лица — это контингент граждан, представляющих оперативный интерес для ОВД. К их числу относятся:
· особо опасные рецидивисты;
· преступники-гастролеры;
· лица, взятые на контроль по ДОУ;
· ранее судимые лица;
· лица, осужденные условно, или те, в отношении которых избрана мера пресечения — отсрочка исполнения приговора;
· лица, привлеченные к административной ответственности;
· иные лица.
· К фактам, событиям относятся информация по ДОУ, зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые).
· Предметы:
· орудия совершения преступления;
· огнестрельное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций;
· разыскиваемые предметы, документы, вещи, служившие предметом преступных посягательств;
· похищенные и не найденные, а также изъятые у задержанных и арестованных вещи, предметы антиквариата;
· автотранспортные средства, принадлежность которых не установлена.
В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:
· оперативный;
· оперативно-справочный;
· розыскной;
· экспертно-криминалистический:
· криминологический;
· профилактический;
· административный.
Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).
1. Оперативный учет — это массив систематизированной информации, которая сосредоточивается в ДОУ, картах-накопителях и информационно-поисковых системах, т.е. в оперативно-справочных и оперативно-розыскных картотеках, автоматизированных системах и банках данных1 Кленов С.Н., Кузин Е.Б. Организация использования оперативно-справочных и розыскных учетов органами внутренних дел: Учеб, пособие. М.: МЦ при ГУК и КП МВД России, 1990. С. 3..
Объектами оперативного учета являются:
лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ОВД;
проверочные материалы и ДОУ;
проверяемые, разрабатываемые и наблюдаемые по ДОУ лица.
2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.
Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.
В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений.
Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:
· приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения:
· постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
· уведомление о подозрении в совершении преступления;
· постановление дознавателя, следователя или судьи, определение судьи об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
· постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;
· постановление о заведении розыскного дела;
· постановление об административном правонарушении;
· постановление суда (судьи) об административном аресте;
· постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
· определение суда о применении мер принудительного медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление или общественно опасные деяния:
· постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
· постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;
· постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;
· решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации;
· решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.
Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.
Розыскной учет обеспечивает:
учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск (скрывшихся от дознания, следствия и суда, бежавших из-под стражи и мест лишения свободы, без вести пропавших, уклоняющихся от денежных выплат предприятиям и гражданам);
учет похищенных и изъятых предметов (утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие, похищенный и бесхозный автотранспорт, предметы антиквариата и культурные ценности, номерные вещи и документы общегосударственного обращения).
Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.
Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:
лиц (антропо-физиологические, социально-психологические и криминальные портреты):
особо опасных преступников;
без вести пропавших, а также больных и детей, личность которых не установлена;
неопознанных трупов граждан;
преступлений (обстоятельств и способов совершения).
Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.
Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.
Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:
следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;
данные ДНК биологических объектов, изъятые с мест преступлений;
пули, гильзы и патроны, изъятые с мест происшествий и преступлений;
самодельное оружие, взрывные устройства и их части;
поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы;
фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;
следы подошв обуви, орудий взлома, протекторов колес транспортных средств;
микрообъекты;
черепа неопознанных трупов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:
оперативно-справочный дактилоскопический массив;
дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации;
межведомственный дактилоскопический массив личного состава органов исполнительной власти;
дактилоскопический миграционный массив.
В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и).
Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ.
Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц.
3. Криминологический, административный и профилактический учеты. Данные виды учетов являются вспомогательными и осуществляются на местном уровне.
Объектами криминологического учета являются зарегистрированные преступления, лица, их совершившие, и уголовные дела. Эти сведения накапливаются в журналах регистрации преступлений (книга учета сообщений, журнал учета информации, журнал учета и регистрации уголовных дел и др.), а также в статистических карточках первичного учета преступлений.
Административный и профилактический учеты ведутся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.
Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).
Объектами административного учета являются лица, совершившие административные правонарушения в соответствии с КоАП РФ, лица, зарегистрированные в паспортно-визовых службах, а также огнестрельное и холодное оружие, находящееся в пользовании граждан и организаций, полиграфическое оборудование и др.
Поступающая информация оперативно-розыскного назначения концентрируется в карточках (алфавитных, дактилоскопических, розыскных, статистических), картотеках, списках, следотеках, коллекциях, журналах, альбомах, компьютерных базах и др.
Для получения информации, содержащейся в учетах, заинтересованное лицо направляет запрос (письменно, по специальным каналам связи). Исполнение запроса осуществляется в срок от трех до пяти дней, срочного — в течение суток, запросов по каналам экстренной связи — в сроки, установленные для данного вида связи.