Апреля2020 г. (четверг)
Дисциплина: Биология
Группа: № 74
Урок № 30
Тема: Многообразие хордовых животных. Характеристика классов позвоночных животных.
Цель: Рассмотреть многообразие хордовых животных.
Литература: Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г. М. Дымшиц, Л. Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г. М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016, 2018. – 223 с.
Материалы урока: Повторить теоретический материал стр. 59-64
Тип хордовые. На определенной стадии развития присутствует хорда – упругий стержень, состоящий из плотно прилегающих друг к другу клеток и заключенный в прочный чехол. Двусторонне-симметричные. Имеются жаберные щели. Нервная трубка расположена на спинной стороне. Сегментированные мышечные пучки расположены по бокам тела. Замкнутая кровеносная система. Кровь к переднему концу движется по брюшным сосудам, а к заднему – по спинным. Брюшной и спинной сосуды сообщаются друг с другом с помощью кровеносных сосудов, расположенных в жаберных дугах. Важнейшие классы хордовых: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
|
|
К рыбам относятся водные позвоночные. Тело покрыто чешуей. Основным, а у большинства, единственным органом дыхания являются жабры. Сердце двухкамерное. Головной мозг заключен в череп, спинной – в позвоночник. Парные конечности: грудные и брюшные плавники. Хорошо развиты органы боковой линии. Имеются личиночные стадии. Откладывают яйца; оплодотворение наружное. Представители этого класса многочисленны и разнообразны – это треска, сазан, угорь, щука. Земноводные – немногочисленная группа наиболее просто устроенных наземных позвоночных. Сердце трехкамерное, имеются примитивные легкие. Кожа голая, влажная, так как через нее также осуществляется дыхание. Парные пятипалые конечности. Имеется внутреннее и среднее ухо, наружное отсутствует. Откладывают яйца; оплодотворение наружное, для размножения необходима вода. Личиночные стадии (головастики) сходны по строению с рыбами: имеют жабры, плавник, органы боковой линии. К представителям класса относятся квакши, тритоны, жабы, саламандра. Амфибии занимают важное место в цепях питания, уничтожают огромное количество насекомых – вредителей. Многие жабы истребляют слизней и других вредителей сельскохозяйственных растений.
Пресмыкающиеся – настоящие наземные позвоночные. Кожа сухая, покрытая роговыми чешуями и костными щитками. У большинства представителей имеются парные пятипалые конечности. Откладывают яйца, иногда вынашивают их до вылупления (яйцеживо-родящие). Типичными представителями которых являются черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. Они также как и амфибии занимают важное место в цепях питания многих экосистем. Многие виды змей имеют важное практическое значение – их яд применяется в медицинской практике.
|
|
Класс птицы насчитывает более 8 тыс. видов, которых объединяют некоторые особенности строения тела. Теплокровные животные, имеющие четырехкамерное сердце. Тело покрыто перьями, передняя пара конечностей превращены в крылья, кости очень тонкие и содержат обширные воздушные полости. Яйцекладущие, яйца содержат желток и покрыты известковой скорлупой. К представителям класса относятся: ласточки, совы, утки, дятлы, страусы, орлы и др. Многие из птиц истребляют вредителей сельскохозяйственных культур, другие питаются семенами сорных трав, третьи уничтожают вредных грызунов или собирают падаль.
Класс млекопитающие, или звери – наиболее высокоорганизованные теплокровные позвоночные животные. Тело покрыто волосами (шерстью); имеются кожные желез: сальные и потовые. Парные пятипалые конечности. Зародыш развиваются в организме самки, детенышей выкармливает молоком, выражена забота о потомстве. Наиболее высокоорганизованными являются высшие приматы, среди которых особое место занимает вид Человек разумный. Он отличается от остальных представителей класса:
развитой корой больших полушарий головного мозга,
способностью абстрактного мышления,
развитой способностью к коммуникации (развитие языковой деятельности).
Домашнее задание.
Выполните тест. Выберите правильный ответ.
1. Хорда – это:
1) нервный ствол 2) осевой опорный тяж 3) орган пищеварения 4) складка кожи
2. К органам чувств рыбы относятся:
1) боковая линия 2) глаза и внутреннее ухо
3) боковая линия и вкусовые почки 3) глаза, ухо, вкусовые почки, боковая линия
3. Под какой цифрой обозначен орган, выполняющий выделительную
функцию:
2. 1)шесть 2) семь 3) восемь 4) десять
4. К хрящевым рыбам относятся:
1) Скат 2) Палтус 3) Камбала 4) Акула
5.Сердце рыбы
1) имеет вид трубки 2) трехкамерное 3) двухкамерное 4) четырехкамерное
6. Изображенное на рисунке животное, относится к классу:
1) рыбы
2) ланцетники
3) земноводные
4) пресмыкающиеся
7. Змеи отличаются от ящериц тем, что они:
1) не имеют конечностей 2) имеют ядовитые железы
3) имеют два круга кровообращения 4)заглатывают добычу целиком
8.Живорождение наблюдается у:
1) Обыкновенной гадюки 2) Египетской кобры 3) Питонов 4) Черепах
9. На деревьях обитают:
1. Квакши 2) Червяки 3) Тритон 4) Жерлянки
10. Пресмыкающиеся имеют непостоянную температуру тела, потому что у них:
1)смешанная кровь 2) сухая кожа
3) два круга кровообращения 4) трехкамерное сердце.