Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Тема 1.8. Психофизиологические и организационные условия безопасности труда

План темы:

1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

2. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды

3. Основные причины травматизма и несчастных случаев

4. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека

5. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований

 

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущение, восприятие и память).

Память – это свойство запоминания, сохранение и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием (за первые 9 часов информация уменьшается до 35%, поэтому необходимо проводить обучение, проводить инструктажи, учебные тренировки и т.д.).

Внимание – это направленность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.

Для привлечения внимания к опасностям используют различные средства – звуковые, зрительные.

Восприятие (перцепция) это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

На основе перцепции осуществляется выбор решения, непосредственно связанный с мышлением.

Мышление – это процесс познавательной активности.

Чувства – это оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений, т.е. потребность субъекта, к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, которые способствуют  травматизации  являются чувство утраты реальности (аустичность), ложный страх (фобии) и др. Формой протекания чувств являются чувственный фон, эмоции, аффекты и настроения.

Чувственный тон – это своеобразная эмоциональная окраска протекания физического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считается идиосинкразии, т.е. болезненное отвращение к определённым раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон (привлекательные звуки, приятный запах, цвет) снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека.

Эмоции – это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции (решимость, радость, воодушевление, азарт) побуждают к активным действиям.

Астенические эмоции (боязнь, страх, опасение, испуг, ужас) характеризуется уходом от борьбы, замыканием в себе, излишними переживаниями.

Проявление эмоций связано с темпераментом и характером человека.

С эмоциями тесно связаны аффекты, т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания).

Настроение это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.

Воля – это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможения ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподом волевых качеств – внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность – являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение.

    Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, считаются характер и темперамент.

Характер – это совокупность индивидуально психологических свойств, проявляющихся в типичной для данной личности способах действия при определённых обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам. Характер учитывается при профориентации и профотборе.

Темперамент – под этим термином понимают сочетание таких характеристик человека, как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека – силы, подвижности и возбудимости. По темпераменту выделяются холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник – это человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик – человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик – возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

Меланхолик – человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, глубоко переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устаёт. Темперамент обусловлен генетически, а характер зависит от самого человека и возраста.

На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (страх, боязнь).

Агорафобия – боязнь открытого пространства и скопления людей.

Акрофобия – страх высоты.

Клаустрофобия – боязнь закрытых, тесных пространств.

Пантофобия – боязнь всего вокруг, всего, что может произойти.

Псевдофобия – боязнь, вызванная когда-то пережитыми событиями; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев.

    

          Психические состояния и безопасность человека

Психическое состояние человека это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Реакция организма на внешние раздражители не остаётся постоянной.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности, в результате чего, может возникнуть состояние психической напряжённости, которое называется стрессом.

Однако надо отметить то, что стресс оказывает не только положительное влияние на результат труда, но и при превышении критического уровня развивается процесс гипермобилизации, который влечёт за собой нарушение процессов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до его срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом.

В современных механизированных и автоматизированных предприятиях рабочему приходится сталкиваться с так называемыми стрессорами.

Выделяют 6 групп производственных стрессоров:

- интенсивность работы;

- давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа);

- изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими;

- однообразная монотонная работа;

-  недостаточная двигательная активность

-  различные внешние воздействия.

  Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам

психического состояния, которые называют дистрессом, или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений, снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса, обнаруживается у них вспыльчивость, раздражительность, резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке.

К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряжённость, стресс, дистресс и особые состояния.

Утомление – это временное состояние органов или целого организма, характеризующееся снижением работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление. Крайней формой утомления служит тяжёлое утомление, граничащее с патологическими формами реакций на стимулы.

Развитие утомления связано с изменением работоспособности и в течение рабочего времени проходит три этапа: 1 - врабатывание, ΙΙ – устойчивой работоспособности, ΙΙΙ – наступление утомления.

К наиболее распространённым психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжённость и её длительное воздействие приводит к стрессам.

Психические состояния по уровню напряжения особенно влияют на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, т.е. вызывают напряжение. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1. физиологический дискомфорт;

2. биологический страх;

3. дефицит времени на обслуживание;

4. повышенная трудность задачи;

5. повышенная значимость ошибочных действий;

6. наличие релевантных помех;

7. неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8. дефицит информации для принятия решения;

9. недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10. перегрузка информацией;

11. конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания и обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и устойчивости внимания.

Политония – напряжение, вызванное необходимостью частых переключений внимания и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

К психическим состояниям относится мотивация, которая взаимосвязана с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определённую структуру в виде иерархии мотивов. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который обозначает либо действие, сопряжённое с опасностью, либо действие в условиях неопределённости.

 

                   Особые психические состояния

Наряду с утомлением и стрессом выделяют особые психические состояния, включая пароксизмальные расстройства сознания, изменение настроения; состояния связанные с приёмом психотропных веществ (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков и т.д.).

Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, например абсанс. Причинами таких состояний служат заболевания, монотонный труд, работа в ночное время.

Психогенные изменения настроения возникают под влиянием стрессовых состояний и трагических событий (ухудшение настроения, вялость, безразличие, скованность, заторможенность, затруднение переключение внимания, замедление темпа мышления). Приём транквилизаторов, спиртных напитков влияют на психическую активность. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье).

Не менее опасны аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объёма сознания. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.

Конфликт – реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно.

Поведение срыва – при повторяющихся неудачах или в чрезвычайной ситуации человек может отказаться от своих целей.

Тревога (тревожное ожидание) – эмоциональная реакция на опасность.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Испуг – безусловно-рефлекторный «внезапный страх».

Боязнь, напротив, всегдасвязана с сознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.

Ужас – наиболее сильная степень аффекта страха и подавление страхом рассудка.

Паника – одна из форм страха. Биологическим механизмом её является активно-оборонительный вид рефлекса (оцепенел от страха, остолбенел от ужаса).

Массовая паника – один из видов поведения толпы.

Большую опасность для человека оказывает постоянный приём алкоголя в конечном итоге приводящий к алкоголизму. Пьянство и алкоголизм являются главными причинами производственного травматизма.

 

            Психологические методы повышения безопасности

Одно из основных звеньев в профилактике производственного травматизма – обучение и закрепление навыков и умений.

Формирование навыка происходит в 4 этапа:

1) ознакомительный,

2) подготовительный (аналитический),

3) стандартизирующий (синтетический),

4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном – сознательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом – автоматизация действий и на ситуативном – пластичное приспособление к изменяющимся условиям.

Наибольшее число несчастных случаев отмечается на подготовительном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации. На ситуативном этапе для психологии безопасности труда представляет интерес интерференция навыков, т.е. отрицательный их перенос (при замене пульта управления машиной, изменение правил дорожного движения).

Таким образом, рассмотрев факторы влияющие на безопасность жизнедеятельности человека можно сделать вывод, что психофизиологические аспекты безопасной деятельности зависят от множества психофизиологических процессов самого организма, так и внешнего воздействия окружающей среды на человека и знание этих аспектов поможет успешно решать вопросы по предупреждению травматизма.

 

Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой     деятельности, классификация условий деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды

 

Трудовую деятельность можно, прежде всего, разделить на физический и умственный труд.

Трудовая деятельность человека включает:

Виды физического труда:

- ручной;

- механизированный;

- труд на конвейере;

- труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве.

Виды умственного труда:

- управленческий;

- операторский;

- творческий;

- труд преподавателей, врачей, учащихся.

Смешанные формы трудовой деятельности сочетают  физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется, прежде всего, повышенной мышечной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в том случае, если он неправильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии. Так, при выполнении работы, требующий значительной мышечной активности, энергетические затраты составляют 20 - 25 МДж в сутки и более.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания.

Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; т. к. он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости.
На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.
Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны - операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности - творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10 - 12 МДж; работников механизированного труда и сферы обслуживания - 12,5 - 13 МДж, для работников тяжелого физического труда – 17 - 25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды в соответствии с нормативным документом  

Р 2.2.206-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, - это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда, - это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы:
    - легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда);

- средней тяжести (допустимые условия труда);

- тяжелый, имеющий три степени (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.
Величины указанных критериев для женщин на 40 - 60% меньше, чем для мужчин.
Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг - труд легкий, до 30 кг - средней тяжести, более 30 кг - тяжелый. Для женщин соответственно - 5 и 10 кг.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию.
Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

- оптимальный - напряженность труда легкой степени;

- допустимый - напряженность труда средней степени;

- напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Например, труд авиадиспетчера требует большой интеллектуальной нагрузки, связанной с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой взаимосвязанных параметров в условиях дефицита времени и при повышенной ответственности за конечный результат. Труд характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.
Труд учащихся средних специальных учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно- или двухсменного обучения можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия).
Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный - по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда. К таким видам труда можно отнести труд водителей, наборщиков типографий, пользователей ЭВМ, вводящих в память большие объемы информации и т.д. Труд людей этих профессий характеризуется стереотипностью рабочих движений с участием мышц пальцев, кистей, рук или плечевого пояса, постоянством рабочей позы, напряжением анализаторов (прежде всего зрения), длительностью сосредоточенного наблюдения и т.д. Труд спасателей характеризуется большими физическими нагрузками, эмоциональным напряжением из-за ответственности за жизнь людей, нерегулярностью работы в любое время суток. Однако особенностью труда спасателя является непостоянство физического и эмоционального напряжения.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: