Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять:
- здоровье;
- любовь и семья;
- безопасность и уверенность;
- материальный достаток.
Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов.
На другой чаше весов наши мимолетные стремления:
-получение удовольствия;
- внимание окружающих;
- одобрение сторонних людей;
- мнимая свобода.
Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём.
Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности!
Ежедневно поворачивая ключ в замке зажигания, помните, что могут открыться двери в больницу или тюрьму.
Вынимая ключи из своего автомобиля, вы вынимаете ключи и из тех дверей, которые могли открыться для Вас сегодня.
В большинстве случаев зависит от Вас, где и с кем Вы сегодня проведёте ночь и завтрашний день.
Легкомысленное вождение может разрушить вашу жизнь.
Дисциплинированность – знание и строгое соблюдение Правил дорожного движения. Проявляются:
|
|
- в уважении других водителей, пешеходов;
- в культуре поведения на дороге;
- в соблюдении технических правил эксплуатации автомобиля.
Недисциплинированность – сознательное нарушение известных Вам правил и ограничений.
Люди, которые в обычной жизни не отличаются высокой культурой, ведут себя так же и на дорогах.
Начиная обучение в автошколе, задавали ли себе вопрос: для чего я это делаю?
- я думаю, что это круто;
- я думаю, что мне это пригодится в жизни;
- я хочу быть таким же, как и все успешные люди.
Такая логика ошибочна. Значит, истинная цель не ясна. И, как следствие, возникает легкомысленны подход к обучению вождению.
В приоритете должно быть – получение навыков профессионального и безопасного вождения.
Безопасно управлять своим будущим автомобилем, решая с его помощью свои жизненные повседневные задачи.
Два основных мотива человека:
Первый.
Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве, и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства, и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки, как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других.
Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели, и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытость получения новых знаний и навыков:
|
|
- он не испытывает удовольствия от процесса обучения;
- он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами;
- всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей;
- он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи;
- он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена.
Всё это не способствует получению навыков эффективного и безопасного вождения.
Личность - это совокупность индивидуально выраженных морально-ценностных, психических и физических, врождённых и приобретённых свойств человека.
К основным свойствам личности относятся: потребности, направленность, интересы, способности, темперамент, характер.
Потребности - называется психическое состояние, переживаемое человеком, когда он испытывает нужду в чём-либо. Потребности делятся на материальные (пища, одежда, жильё) и духовные (труд, общение с людьми, приобретение знаний).
Направленность личности – это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его деятельности. В зависимости от сферы проявления различают морально-идеологическую, профессиональную и бытовую направленность.
Под интересами понимают отношения человека к предметам и явлениям жизни. Интересы характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением познать интересные для человека явления, предметы, события и овладеть ими.
Способности – это индивидуальные способности психики, от которых зависит успешность какой-либо деятельности.
Различают общие и специальные способности.
Общие способности присущи многим людям, и благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладеть различными видами деятельности.
Специальные способности – это такие способности личности, которые позволяют достигнуть высоких результатов в какой-либо узкой области деятельности.
Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами:
- хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений;
- лёгкость формирования двигательных навыков;
- высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства;
-скорость и точность сенсомоторных реакций;
- быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений;
- хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания;
- хорошая зрительная и оперативная память;
- высокая готовность памяти;
- настойчивость, решительность, смелость, терпение;
- эмоциональная устойчивость;
- самообладание, дисциплинированность;
- инициативность и сообразительность.
На поведение человека в любой ситуации неминуемо влияет его темперамент.
Слово темперамент в переводе с латинского, обозначает «надлежащее соотношение частей» (ввёл Гиппократ).
Типы темперамента.
Тип | Описание |
Холерик («желчь») | Сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности, и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. |
Сангвиник (кровь, жизненная сила) | Сильный тип темперамента, характеризуется подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. |
Флегматик («слизь») | Сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активностью. |
Меланхолик («чёрная желчь») | Слабый тип темперамента, которому свойственно замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, лёгкая ранимость, склонность глубоко переживать даже не зная события, преобладают отрицательные эмоции. |
|
|
Сангвиник – сильный, активный, выносливый, быстро переключает внимание, быстро принимает решения, доброжелательный, любит риска. Поэтому сангвиник водит автомобиль энергично, с хорошей динамикой. Он способен долго оставаться за рулём, долго сохранять адекватную оценку дорожной ситуации. Однако его личная импульсивность может приводить к ошибочной оценке дорожной ситуации.
Флегматик – сильный, устойчивый, выносливы, медленно переключает внимание, медленно принимает решения, доброжелательный. У него спокойный и уверенный стиль вождения. Высокая скорость на дороге флегматику противопоказана из-за низкой скорости его мозговых процессов. Флегматик редко рискует ради удовольствия.
Меланхолик – слабый, неустойчивый, истощаемый, сложно принимает решения, тревожный, осторожный, за рулём он себя ведёт нервно и неуверенно. Теряется в интенсивном потоке мегаполиса.
Холерик – нездоровая агрессия, обилие лишних движений и стремление произвести впечатление.