Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
Менеджеры, осуществляющие эту функцию, придерживаются следующей схемы действий:
1. Знание самых существенных потребностей исполнителей.
2. Учет личностных особенностей исполнителей.
3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений.
4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется.
5. Учет межличностных отношений внутри группы.
6. Умение поощрять работников.
7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений.
8. Знание об отношении к труду у работников.
9. Доброжелательность в обращении с подчиненными
10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с исполнителями.
11. Уважение к подчиненным.
12. Знание себя и особенностей своего поведения.
Процессуальные теории мотивации базируются на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
1. Теория ожидания Виктора Врума. М отивация зависит от трёх факторов:
· Ожидание возможного результата.
· Ожидаемого вознаграждения от этого результата.
· Ожидаемой ценности вознаграждения.
Схематично эту теорию можно представить формулой: Ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты * ожидаемая ценность вознаграждения * ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение = МОТИВАЦИЯ (1*2*3 = мотивация)
Вывод: менеджер должен представлять потребности работников и предлагать им адекватное вознаграждение. причем для эффективной мотивации менеджер должен установить четкое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.
2. Теория справедливости Стейса Адамса (теория равенства) Эта теория, объясняя мотивацию, утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия и сопоставляет его с вознаграждением других людей.
Практический вывод из теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремится уменьшить интенсивность труда.
3. Модель Портера-Лоулера. Эдвард Лоулер и Лайман Портер предложили расширенную комплексную версию модели Врума, в которой объединили теорию ожидания и теорию справедливости.
Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
Они рассматривали вознаграждение и их воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена в модели Врума между производительностью и удовлетворенностью. Причем внутренние награды, реализующие потребности высшего уровня, изображаются как более вероятная причина удовлетворенности и дальнейшей мотивации по сравнению с внешними наградами.
Вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать. Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы, осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия.