Под принципами менеджмента понимается совокупность общих закономерностей, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.
Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.
Школа научного управления Ф. Тейлора (тейлоризм) – это первая школа менеджмента, суть которой – как сделать труд рабочих рациональным. Менеджмент – унификация труда рабочих. Тейлор считал, что рабочий ленив по своей природе. Рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда когда и его доход тоже будет расти. Менеджеры думают, рабочие работают
Принципы: разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий; следование разработанным стандартам; подбор, обучение и расстановка рабочих сил на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу; оплата по результатам труда; использование функциональных менеджеров; поддерживание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
|
|
Административная школа (Анри Файоль"Общий и промышленный менеджмент."). Основной вклад А.Файоля в теории управления – рассмотрение управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как: предвидение и планирование, организация, координирование, контроль и распорядительство.
Принципы управления:
1. разделение труда (крайне полезно, с ростом повышения разделения труда падают издержки, повышает квалификацию и уровень выполнения работы)
2. разделение власти – ответственность за возможную ошибку несет менеджер
3. дисциплина – четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям
4. единство распорядительства (единоначалие) – распоряжения и подотчетность одному руководителю
5. единство руководства (едино направление) – один руководитель и один план по достижению единых целей
6. подчинение индивидуальных интересов общим – интересы организации должны быть выше индивидуальных
7. вознаграждение персонала – баланс между материальным и нематериальным вознаграждением, стимулирует людей на работу с отдачей
8. централизация – баланс между централизацией и децентрализацией, их степень зависит от внутренних и внешних факторов. Децентрализация – более гибкая и адаптивная к рынку
9. цепи взаимодействия – четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненному
10. порядок – каждый должен знать свое место в организации, иерархичность. Порядок материальный – все предметы на своих местах, порядок социальный – хорошая организация и подбор персонала
|
|
11. равенство = благожелательность + правосудие = справедливость (формула Файоля)
12. стабильность персонала – отсутствует текучесть кадров, не всегда выгодна и оправдана
13. инициатива – подчиненные должны иметь свободу самовыражения
14. корпоративный дух – единение персонала, атмосфера общего дела
3. Школа человеческих отношение по Элтону Мейо (неоклассическая по отношению к 1,2 - классическим). Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека. Хоуторнский эксперимент – эмпирическое исследование (влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерыва и ряда других формирующих условия труда факторов: Вэстерн Электрик Компани; поведение человек на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях они находятся на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют у рабочих и менеджеров.) Суть – в любой формальной структуре существуют неформальные группы со своими неформальными отношениями, которые влияют на деятельность организации. В неформальной группе важно обращать внимание на индивида. Человек не ленив, он может работать
4. Школа – Количественные методы (возникла, так как математические методы не всегда применимы)– возможность все просчитать (эпоха появления компьютеров). Для организации важен человек.
-методы статики
-анализ данных
Современная школа (Behavior) связана с возникновением кибернетики и исследования операций. Исследование операций применялось как метод научного исследования к операционным проблемам организации.
Подходы к менеджменту.
процессный подход. Он предложен сторонниками школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Управление рассматривалось как процесс: работа по достижению целей с помощью других – есть серия непрерывных и взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе так же является процессом и называется управленческой функцией (планирование, организация, мотивация и контроль). Процесс управления является общей суммой всех функций. Управление рассматривается не как серия не связанных действий, а как единый процесс воздействия на организацию.
системный подход. позволяет рассматривать все процессы в организации в виде некой целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики системы в целом. Простая система ориентирована на достижение одной цели, а сложная – стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей.
Ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.