По сравнению с представителями других профессий воспитатели находятся в особом положении. Личность воспитывающего взрослого — мощный фактор развития личности ребенка. Социальная функция педагога — приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений. В реальной деятельности педагог наглядно демонстрирует усвоенные им модели поведения, социальные нормы, ценности.
Если бы мы располагали надежным способом достоверно определять характер смысловых преобразований поведения
--- 23 ---
и деятельности ребенка, то, без сомнения, смогли бы расшифровать индивидуально-психологические характеристики педагога, обусловившие эти преобразования у рождающейся личности. Определенные перспективы открывает в этой связи метод отраженной субъектности. Педагоги, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее важный период развития и становления его личности.
Многообразие приемов исследования личности настолько велико, что отношение психолога и педагога-практика к современным методам определяется, главным образом, предпочтением: каким методом (методикой) лучше (эффективнее, полезнее, достовернее и т.п.) изучать личность. В лучшем случае ставится вопрос о тактике, скажем, о последовательности использования методик. Между тем вполне закономерен вопрос: "Что же на самом деле выявляется или измеряется той или иной методикой?" Возможно, что дело не столько в том, какой метод предпочесть для исследования личности, сколько в том, какое представление о личности принимается в качестве исходного.
|
|
Первоначально можно выделить три подхода к пониманию личности в психологии. В первом случае личность трактуется как "эзотерическое Я" субъекта, как связанный с мотивами и побуждениями глубинный аспект субъективности, задающий содержание внутреннего мира индивида, уникальную систему личностных смыслов, как присущий только данному индивиду способ упорядочивания и концептуализации впечатлений, исходящих из организма и внешней среды. При таком понимании личности предпочтительным способом ее исследования становятся проективные и психосемантические методики. Во втором случае личность рассматривается как "экзотерическое Я" субъекта, как совокупность черт. При таком понимании в центре внимания исследователей оказываются относительно устойчивые, внешне проявляемые характеристики индивида, которые могут быть зафиксированы как в суждениях самого субъекта, так и в суждениях других людей о нем. Этим определяется и основной методический принцип исследования — заполнение опросников, бланков, "полярных профилей" и т.п. В отличие от интерпретационных методов исследования в первом случае, во втором случае методы по сути своей описательные. В третьем случае личность раскрывается исследователю как "деятельное Я" субъекта, как интеграция "эзотерического" и "экзотерического" аспектов субъективности. Методология
|
|
--- 24 ---
исследования данного аспекта личности предполагает некоторые новые средства анализа установочной регуляции поведения (диспозиций, отношений, направленности, смысловых образований личности) и активности как момента движения личности за пределы исходных установок.
В рассмотренных подходах к исследованию личности (и их комбинациях) никак не разводятся "индивидуальность" и "личность". Принципиально иное понимание дает концепция персонализации, в которой личность выступает как субъект идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. При таком подходе личность рассматривается как системное социальное качество индивида, а именно как его способность обусловливать изменения значимых аспектов индивидуальности других людей, быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них.
Данная линия исследования указывает на еще один — четвертый — вариант понимания личности. Ключевым для этой линии исследований является понятие отраженная субъектность. В этом понятии воплощается наше представление о личностном аспекте бытия человека в мире, об объективной представленности человека в жизни других людей, о "продолженности человека в человеке".
Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как "бытие кого-либо в другом и для другого". Такие понятия, как "межиндивидуальное влияние", "межличностное восприятие", "интроекция", "идентификация", указывают на отдельные аспекты феномена отраженной субъектности, образующего особое качество представленности одного человека в другом.
Смысл выражения "другой человек представлен во мне как субъект" означает, что "я более или менее осознанно переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, готовность другого преобразовать эту ситуацию, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моего отношения к миру". Отраженная субъектность есть, таким образом, форма идеальной представленности одного человека в жизненной ситуации другого, выступающая как источник преобразования этой ситуации в значимом для этого другого направлении. Отражаясь в индивиде, другой человек выступает как деятельное начало, меняющее взгляд этого индивида на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед
--- 25 ---
ним новые цели; основания и последствия активности другого не оставляют индивида равнодушным или, лучше сказать, имеют для него тот или иной личностный смысл.
Всем сказанным определяется общий принцип экспериментального исследования личности в аспекте отраженной субъектности (принцип отраженной субъектности). Исследование должно охватывать, как минимум, двух участников: назовем одного из них Исследуемым, другого — Испытуемым (Испытуемыми). Исследуемый выступает в качестве объекта психологического анализа; именно его личность интересует экспериментатора в первую очередь, речь идет о его отраженной субъектности. Испытуемый — это носитель отраженной субъектности Исследуемого, именно его непосредственно изучает экспериментатор, собирая эмпирический материал.
Идея предлагаемого метода состоит в следующем. Экспериментатор с помощью соответствующих методик оценивает или измеряет психологические особенности какого-либо индивида, выступающего в роли Испытуемого. Устойчивые характеристики этого индивида принимаются в качестве точки отсчета. Затем к эксперименту подключается Исследуемый. Изменения в устойчивых характеристиках Испытуемого выступают в качестве исходной характеристики личности Исследуемого. Предполагается, что мерой его лич-ностности служит фиксируемая экспериментатором степень значимого изменения поведения и сознания других людей. Таким образом, явления отраженное™, запечатленное™ Исследуемого в системе обусловливаемых им изменений жизненных проявлений Испытуемого позволяют выявить личностный модус индивидуальности Исследуемого как источника новых смыслов для Испытуемого.
|
|
Метод отраженной субъектности был реализован при изучении воспитывающих взрослых в многочисленных экспериментах (см. Петровский В.А., 1986; Петровский А.В. (ред.), 1987 и др.). Разрабатываемая концепция содержит в себе предпосылки для изменения существующих представлений о воспитывающем взрослом, ситуации педагогического общения (в частности, акцент здесь падает на косвенные и неосознаваемые аспекты взаимных влияний) и, кроме того, дает инструмент диагностики позиции воспитателя. Перспективой практической реализации метода отраженной субъектности является создание приемов самодиагностики воспитывающих взрослых.
--- 26 ---
4. "ПОРОЖДАЮЩИЙ" ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Центральным для инновационной деятельности в системе дошкольного воспитания является вопрос: как превратить миллионную армию воспитателей дошкольных учреждений России в демилитаризованное сообщество воспитывающих взрослых, сотрудничающих с ребенком, а не подавляющих его? Иначе говоря, речь идет о способе практического, а не только теоретического перехода к новой модели образования — личностно-ориентированной педагогике.
Видя свою цель в том, чтобы содействовать порождению авторских программ в дошкольных учреждениях России, в качестве исходного условия запуска инновационной волны мы видим подготовку методистов-инноваторов, способных выступить посредниками между Наукой и Воспитательской Практикой в стенах конкретных дошкольных учреждений. В соответствии с этим, предметом деятельности методиста является коллектив воспитателей в качестве субъекта порождения авторских программ, методов образовательной работы с детьми, планирования и организации уклада жизни детей и взрослых в детском саду. Эта инновационная работа имеет характер организации совместной деятельности воспитателей согласно моделям, разрабатываемым в рамках специальных психолого-педагогических исследований (модели содержания образования, форм общения между взрослыми и детьми, "развивающих сред", распределения времени между различными сферами активности детей и т.п.). Воспитатели в контакте с методистом-инноватором сами формируют банк идей, которые могут быть использованы ими в их собственной педагогической практике.
|
|
--- 27 ---
II. ТРАНСАКТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ НОВЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ "ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЕНОК"
Внедрение личностно-ориентированной дидактики в практику подготовки педагогического персонала может быть реализовано:
— в плане перестройки обучения в педагогических учебных заведениях соответствующего профиля;
— в плане переориентации работы дошкольных учреждений.
Условия, создавшиеся в России после разрушения тоталитарной системы, требуют не только разработки основных принципов новой дидактики (что реализовано в Концепции дошкольного воспитания), но и немедленного запуска механизма, обеспечивающего новую жизнедеятельность дошкольных учреждений. Поэтому, не упуская из виду первую задачу, мы сосредоточиваем наши усилия на втором направлении — переориентации работы дошкольных учреждений.
Ключевой фигурой, обеспечивающей реализацию новых подходов в дошкольной педагогике, должен, по нашему мнению, стать методист-инноватор. Беря на себя функцию посредника между исследователями и практиками дошкольного воспитания, методист-инноватор "выращивает" коллектив педагогов-новаторов, включающихся в разработку и внедрение в практику личностно-ориентированной дидактики. Непосредственное вовлечение методиста-инноватора в работу по психолого-педагогической подготовке воспитывающих взрослых, ставит перед ним особую личностную задачу: проведя определенную работу над самим собой, стать профессионалом в области межличностного взаимодействия.
В основу психологической подготовки методистов-инно-ваторов положена теоретическая модель трансактного анализа и методика социально-психологического тренинга.
--- 28 ---
Трансактный анализ (ТА) выбран нами по следующим причинам:
1. Это направление предлагает стройную и легко усваиваемую модель межличностного взаимодействия, основанную на простой (но не упрощенческой) модели личностной структуры.
2. ТА реализует принцип "дозированной сложности": модель работает уже при самом элементарном знакомстве с теорией; практическое использование ТА сопровождается углубленным освоением теории, открывающим новые возможности ее применения.
3. Особенностями ТА являются его широкоохватность и гибкость, возможность приложения к таким различным областям работы с людьми, как пастырская деятельность и менеджмент. В отличие от многих других теоретических моделей, ТА дает возможность любому практикующему специалисту выработать индивидуальную систему, подходящую под специфические требования его области. Такое приложение к области дошкольного воспитания предлагается в нашей программе.
4. Наконец, немаловажен тот факт, что блестящие тексты Э.Берна (а также некоторых его последователей) уже получили широкое распространение в нашей стране1, что облегчает задачу усвоения этой теории и внедрения ее в практику воспитания.
Что касается социально-психологического тренинга (СПТ), то его эффективность при подготовке педагогических кадров общепризнанна.