Культура Византии в искусстве Средневековья 9-12 ещё не порвала с античностью. Это особенно заметно в искусстве константинопольской школы в первые десятилетия после восстановления иконопочитания. Наиболее ранние изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем из Софийского собора (9 в.) хранят эллинистические традиции. Но при всём земном характере этих образов, они отличаются глубокой одухотворённостью.
Над императорским входом в 10 столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – изображения императоров Константина (подносит Богоматери основанный им город) и Юстиниана (подносит Богоматери модель храма Софии). Изображения этих императоров почти не имеют индивидуальных отличий.
На рубеже 9-10 веков в храме появилось изображение величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом. К подножию трона склонилась фигура императора Льва 6.
В 11-12 веках появилась целая серия изображений императорских портретов. В них много условностей при большом внимании к передаче различных деталей пышных многоцветных одежд.
|
|
Большое внимание в оформлении храма уделено орнаментальным композициям, имеющим символическое значение.
Иконопись Византии.
Живопись Византии представлена не только на стенах церквей и страницах религиозных книг (миниатюр).
В Византии появляются первые картины священного содержания – иконы. Постепенно византийскими мастерами-живописцами были выработаны правила иконописи, которых иконописцы всей Европы придерживаются до настоящего времени.
Икона – живописное, реже рельефное изображение божеств и святых, являющееся объектом религиозного почитания.
Иконопись – вид станковой религиозной живописи с особым кругом сюжетов, материальной основой, техникой, приёмами и методами исполнения.
Византийская икона представляет собой изображение святых на золотом фоне. Фигуры упрощены. Основа – загрунтованная доска, на которой писали темперной краской. Композиция иконы строится вокруг центральной по значению фигуры, обычно выделенной размерами. Число действующих лиц весьма ограничено. Часто встречаются архитектурные элементы. Ландшафт и архитектурный фон переданы условно. В композиции иконы господствует человеческая фигура.
Примеры византийских икон: “Григорий Чудотворец”, “Владимирская Богоматерь” (конец 11-начало 12 в.в.).
Книжная миниатюра.
Своё развитие получила в константинопольской школе в 10 веке. Содержит изображения орнаментов (растительного, геометрического), птиц, животных, иногда и людей, пейзажей, архитектурных форм. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т.п. В некоторых миниатюрах имеются и портретные изображения заказчиков, чаще всего императоров или членов их семей.
|
|
Скульптура и художественное ремесло.
В византийском культовом искусстве скульптуре отводится незначительная роль. Круглая скульптура не получает своего развития (напоминает идолопоклонничество). Наибольшее распространение получает декоративный рельеф (искусство Равенны).
В светском же искусстве скульптура была более распространена (скульптурный портрет).
Широкое развитие в Византии получают малые формы искусства (резьба по кости, изделия из серебра, ткани и т.д.). Широкое распространение имела художественная керамика. Предметы декоративно-прикладного характера применялись в дворцовом и церковном обиходе.
Тема № 2. Дороманское искусство (5-10 вв.)
Историческая справка:
В 4-м веке Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную. Западная часть Рима пала под натиском германских племён, Восточная часть со столицей Константинополем (Византия) прожила целое тысячелетие. Византия сохранилась после падения Рима, там произошёл переход от рабовладения к феодализму. Период феодализма знаменуется в истории как “Средние века”.
Начало средневековья - время падения Западной Римской империи, конец — время первых буржуазных революций.
Предфеодальный период в развитии искусства средних веков знаменуется дороманским искусством.
Особенности дороманского искусства:
1. Дороманское искусство - искусство варваров (германских племён, разгромивших Западную часть Римской империи). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства. Культура варваров была ниже римской - они не умели так искусно строить; крайне редко и примитивно изображали человека.
2. Варварское искусство - искусство орнамента. Орнаментом и резьбой покрывали изделия из металла, дерева, кости. Орнаменты и украшения представляли собой фигуры фантастических животных, чудовищ и птиц (“звериный орнамент”).
З. Мастера предпочитали яркие краски и дорогие материалы - серебро, золото, драгоценные камни.
Искусство Империи Каролингов (франков).
800 г. - франкский король Карл Великий короновался в Риме. В Западной Европе возродилась империя. Со времён Карла Великого европейские государи стали называть себя королями. Настала эпоха Каролингов.
Культура эпохи Каролингов находилась под властью церкви. Развернулось каменное строительство, строительство монастырей. В столице империи Ахене (Зап. Германия) построен главный храм - капелла в Ахене - суровое и монументальное сооружение, близкое по своему плану и общей форме церкви Сан-Витале в Равенне.
Храмы расписывались фресками. Необычного расцвета достигла книжная миниатюра.
В 843 г. империя Каролингов распалась
Тема № 3. Романское искусство (10-12 вв.)