Дифференциация грамматических единиц

План - конспект занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом занятии? Пусть мальчики назовут нам одежду, а девочки - обувь.

Сообщение темы.

Долго, долго целовала

                                                   И ласкала их она

                                                   Поливала, умывала,

                                                   Полоскала их она.

                                                   «Уж не буду, уж не буду

                                                   Я посуду обижать,

                                                   Буду, буду я посуду

                                                   И любить и уважать!»

-Из какого произведения эти строчки? (Федорино горе) А вы хотели бы познакомиться с Федорой поближе? Тогда давайте пойдём к ней в гости. (Логопед достаёт куклу и обращает внимание на стол с посудой)

- Федора, а у тебя посуда раскидана. Это плохо. Мы с ребятами поможем тебе её расставить и накрыть стол к чаепитию.

3. Активизация и актуализация лексического материала:

Упражнение 3.1. Повторение и закрепление лексического материала  (существительные).

Инструкция: Ребята, я буду вам показывать посуду (она на столе в беспорядке). А вы по очереди будете четко называть каждый предмет посуды и правильно расставлять  на столе. 

Речевой материал: чайник, кофейник, стакан (стаканы), чашка (чашки), блюдце (блюдца), вазочка, ложечка (ложечки), масленка, креманка.

Упражнение 3.2. Активизация имеющегося словаря по теме (существительные).

-Вот теперь лучше. Федора, с посудой надо   обращаться бережно и правильно.

1) Инструкция:  Ребята, а какие ещё предметы посуды вы знаете? Назовите  по очереди.  (Называют).

2) Дидактическая игра “Закончи предложение”

Процедура проведения: логопед говорит начало предложения и кидает мячик ребёнку. Ребёнок должен закончить предложение подходящим по смыслу словом.

Инструкция: Я начну предложения, а закончит тот, кому я кину мяч.

Речевой материал:

 

- Чай наливают из (чайника).

-  Чай пьют из (чашки).

  - Варенье берут из (вазочки).

- Компот пьют из (стакана).

-  Масло берут из (маслёнки).

 - Крем берут из креманки.

Физкультминутка.

Инструкция: давайте немножко отдохнем. Повторяйте за мной.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес. (сделать большой круг руками)

Усвоение нового грамматического материала.

Презентация  грамматического материала: образование слов – существительных с суфф. НИЦ.

5.1.1. Представление логопедом слов, образованных по данной модели. Посмотрите снова на наш стол. Для сахара - сахарНИЦа, для хлеба – хлебНИЦа, для сухарей – сухарНИЦа. Получились слова, называющие посуду для определенных продуктов.

Идентификация существительных с суффиксом НИЦ.

Упражнение 5.2.1.

Процедура проведения: у детей 2 карточки - с длинной полоской и с короткой. Необходимо поднимать карточку с длинной полоской на слова с суффиксом НИЦ, короткую - на слова без него.

Инструкция: когда я буду называть слово, обозначающее продукт, показывайте короткую полоску, слово, называющее посуду  - карточку с длинной полоской.

Речевой материал:

Сахар, супница, сахарница, хлеб, суп, вафельница, салатница, салат, конфетница, соус, фруктовница, соусница.

Актуализация и активизация грамматического мариала..

Упражнение 5.3 1. Называние существительных с суффиксом НИЦ

Инструкция: Я буду показывать предметы посуды, а вы называйте их.

Речевой материал:

сахарница, селёдочница, конфетница, хлебница, фруктовница, соусница, салатница, сухарница.

 

Упражнение 5.3. 2. Образование существительных с помощью суффикса НИЦ.

Процедура проведения: логопед называет слово, а дети по цепочке образовывают производное с суффиксом НИЦ.

Инструкция: Образуем и называем слова по цепочке. (я называю продукт, а вы для него посуду, например: салат …….салатница).

Речевой материал:

сахар- сахарница           конфеты-конфетница

вафли-вафельница        хлеб-хлебница

суп-супница                  фрукты-фруктовница

кофе-кофейница            соус-соусница

салат-салатница        

селёдка-селёдочница     сухари-сухарница

 

Упражнение 5.3.3. Использование слов, образованных по новой модели в словосочетаниях и/или коротких предложениях.

Инструкция: Скажите, какая посуда на витрине магазина. Отвечаем по образцу: «На полке деревянная хлебница».

Речевой материал: фарфоровая сахарница, пластиковая сухарница, хрустальная конфетница, стеклянная салатница, фарфоровая селодочница, деревянная фруктовница.

 

Формирование эмпирического грамматического обобщения.

5.4.1.Логопед: Мы на занятии использовали много разных слов САХАРНИЦА, СУПНИЦА, СОУСНИЦА, САЛАТНИЦА, СУХАРНИЦА, давайте расскажем Федоре чем они похожи? (В конце слова маленькая частичка -  НИЦ. Эти слова называют предметы посуды для конкретных продуктов). Что нужно, чтобы образовались слова, называющие особые предметы посуды? (Добавить частичку НИЦ) Куда мы добавляем эту частичку? (В конец слова)

Контекстуализация нового грамматического материала.

Упражнение  5.5.1.Использование слов с суфф. НИЦ в предложениях. Составление предложений по образцу.

Дидактическая игра “Разложим продукты”

Процедура проведения: дети соединяют предметные картинки по принципу продукт-посуда (вместилище) и составляют предложения по образцу логопеда.

Инструкция: соедините картинки по парам: продукт и посуда, в которую мы этот продукт положим. Составьте предложения.

Речевой материал:

  1. Я кладу сахар в сахарницу.
  2. Я кладу селёдку в селедочницу.
  3. Я кладу фрукты во фрутовницу.
  4. Я кладу салат в салатницу.
  5. Я кладу сухари в сухарницу.
  6. Я кладу хлеб в хлебницу.
  7. Я наливаю соус в соусницу.
  8. Я наливаю суп в супницу
  9. Я насыпаю перец в перечницу.
  10. Я кладу конфеты в конфетницу.

Примечание: Можно разнообразить наполняемость предложений, изменять их структуру: Накрываем на стол. Конфеты положим в конфетницу.   Можно работать в парах и составлять микродиалоги (вопрос – ответ): Куда мы нальем соус? – В соусницу.

Дифференциация грамматических единиц.

Упражнение 5.6.1. Дифференциация существительных с суффиксом НИЦ и их производных форм.

Инструкция: Разложите картинки: продукты – в одну сторону, посуду – в другую..

Речевой материал:

хлеб-хлебница                 селёдка-селёдочница

суп-супница                     сухари-сухарница

салат-салатница               конфеты-конфетница

соус-соусница                  фрукты-фруктовница

Упражнение 5.6. 2. Дифференциация существительных с суффиксами НИК и НИЦ.

Инструкция: Назови и разложи картинки:  слова с новой частичкой НИЦ в одну сторону, а с уже знакомой частичкой НИК -  в другую.

Речевой материал:

Чайник, сахарница, кофейник, конфетница, подстаканник,  хлебница. сотейник, сухарница, селёдочница, сливочник, фруктовница.

(Можно обыграть: салатНИК и салатНИЦа).

Подведение итогов.

-Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? (Федора) О чём мы с ней говорили? (о посуде). А с какой именно посудой мы сегодня познакомились? Что мы о ней знаем?

Вы все сегодня старались, отвечали!. Каждый из вас помог Федоре, вы молодцы!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: