Нервные пути (проводниковое звено, передают информацию от рецепторов к коре ГМ). Нервы и проводящие пути

Тема: Органы чувств. Анализаторы

(глава 11, стр. 196, параграф 51)

ИНСТРУКЦИЯ! Все, что выделено жирным шрифтов, записать в тетрадь! Первые правильные ответы на вопросы (предложены далее в тексте и выделены курсивом), полученные в беседе будут засчитываться.

Запишите тему урока.

  1. Мы продолжаем знакомство с нашим организмом.

Давайте представим себе, что за окном теплое и яркое лето, и мы в лесу.

- О чем вы думаете, когда гуляете по лесу (устно).

Конечно смотрите по сторонам, но вы не только смотрите, но и прислушиваетесь

- А каков лес на вкус, на ощупь? (устно).

- Каким путем человек ориентируется во внешнем мире? (устно).

- Какие органы для этого необходимы? (устно).

2. Действительно, ориентироваться в этом сложном и интересном мире помогают нам органы чувств. Это наши разведчики (найдите в 1 абзаце учебника).

Органы чувств хорошо развиты даже у эмбрионов, находящихся в утробе матери. Первой его колыбелью является стук материнского сердца. Затем он слышит и узнает голос матери, отца, реагирует на прикосновения к материнскому животу.

 Но у многих людей по каким-то причинам отсутствуют какие – то органы чувств. У них ярко и усиленно начинает работать другой орган чувств (глухонемые- лучше развит орган зрения, слепые – лучше развиты органы обоняния и осязания). Полная или частичная утрата слуха или зрения приводит к невосполнимой потере информации о внешнем мире. Люди с такими физическими недостатками зависят от окружающих, не забывайте об этом! Андрей Вознесенский утверждает, что в человеческом назначении 90% добра!

Да, органы чувств, нам помогают видеть, слышать и т.д. Но этого недостаточно. Нам необходимо еще и детально анализировать предметы и явления внешнего и внутреннего мира, создавать ощущения, образы. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего нас мира. Возможно это благодаря анализаторам.

В наш головной мозг непрерывным потоком поступает огромное количество информации о нашем теле и об окружающем мире. Но далеко не вся эта информация достигает сознания. Например, человек не осознает изменений температуры своих внутренних органов, хотя сигналы о таких изменениях обязательно поступают в ЦНС и вызывают определенные реакции организма. Только та информация, которая достигает сознания, вызывает ощущение (чувство).

Запишите схему в тетрадь:


Анализатор (от лат. sensus)- совокупность нервных структур, обеспечивающих восприятие раздражителей, вызывающих определенное ощущение (чувство), образ. Учение об анализаторах или сенсорных системах создал И.П.Павлов.

 Для каждого ощущения есть собственная сенсорная система (анализатор)

У нас 5 органов чувств, следовательно, 5 видов анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой.

Хотя человек не видит так далеко, как глаз орла, но зато человек может видеть и создавать произведения живописи, скульптуры.

Хотя мы не слышим так же тонко как ночные хищные животные, но можем слушать и даже сочинять музыкальные произведения, произносить слова. Воспринимать человеческую речь.

Любой анализатор состоит из 3 звеньев, которые действуют как единое целое:

1) Рецепторы (периферическое, воспринимающее звено, воспринимают действие определенных раздражителей и преобразуют в нервные импульсы). Рецепторы находятся в специализированных органах чувств. О рецепторах была информация ранее в схеме. Каждый участок тела содержит несколько видов рецепторов. Например, в ротовой полости – рецепторы вкуса, тепла, холода, боли. Поэтому в обычных условиях у нас возникают не отдельные ощущения, а целые комбинации ощущений.


Нервные пути (проводниковое звено, передают информацию от рецепторов к коре ГМ). Нервы и проводящие пути


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: