Через семьдесят лет: проблемы, интерпретации, влияние
// Международный кризис 1939 года в трактовках российских и
Польских историков М.: Аспект Пресс, 2009. С. 46-80.
… Оба интересующих нас договора окончательно положили конец версальскому порядку. … Они оказали влияние на ход и результат Второй мировой войны, решения конференции «Большой тройки» в Тегеране, Ялте и Потсдаме, затем на ход «холодной войны», дезинтеграцию и распад советской империи, расширение НАТО и Европейского союза и вступление государств Центральной Европы в эти организации. Так произошло, потому что Мюнхенский договор и пакт Молотова—Риббентропа заложили фундамент новой международной системы, которая сформировалась после Второй мировой войны.
Летом 1939 г. Сталин решил сотрудничать с Гитлером с целью уничтожения версальского порядка. Его нисколько не интересовало сохранение мира, так как это означало бы продление жизни Версальской системы международных отношений, при которой управляемая большевиками Россия стояла на неравных позициях с другими европейскими державами. Изолировавшаяся и изолированная в Версальской системе Советская Россия была обездоленной державой. Предпринятые в 1930-е годы попытки СССР получить ранг полноправной европейской державы с помощью инструментов, предлагаемых версальским порядком, закончились неудачей. Несомненно, Мюнхенская конференция была наиболее выразительным доказательством этого поражения. Поэтому, когда через несколько месяцев разразился очередной кризис, связанный с новой угрозой немецкой агрессии, на этот раз направленной на Польшу, Сталин предложил европейским державам заменить версальский порядок системой сфер влияния. Восточная часть континента должна была оказаться в сфере привилегированных интересов Советского Союза. Великобритания и Франция не приняли это предложение ибо не могли дать согласие на ликвидацию небольших государств Восточной Европы по тем же причинам, по которым они не могли принять ликвидацию Чехословакии вследствие нарушения Гитлером Мюнхенского договора. ….. В результате предложенный Сталиным в 1939 г. новый международный порядок, основанный на разделе сфер влияния, сохранялся полвека - до 1989 г., когда он исчез вместе с распадом советской империй. Для Советского Союза участие в антигитлеровской коалиции было неразрывно связано с молчаливым признанием западными державами неизменности положений пакта Молотова-Риббентропа, относящихся к странам Балтии, Польше и Румынии, а также создания европейского порядка по принципу разделения на «сферы влияния».
… Актуальность Мюнхенской конференции и пакта Молотова—Риббентропа также подкрепляется тем фактом, что некоторые последствия этих соглашений до сих пор имеют влияние на современные международные отношения. Если во время Второй мировой войны чехам и словакам удалось восстановить статус-кво, существовавший до подписания Мюнхенского договора, то для Литвы, Латвии, Эстонии, Польши и Румынии положения договора между Третьим рейхом и СССР оставались в силе вплоть до 1989 г. Более того, появляющиеся по сей день проблемы, связанные с существованием русского меньшинства в прибалтийских государствах, имеют свои корни непосредственно в положениях Договора от 23 августа 1939 г. и во включении на его основании прибалтийских государств в советскую сферу влияния. В результате, после включения этих государств в 1940 г. в СССР, начались вывоз эстонцев, латышей и литовцев в глубь СССР и продлившаяся не один десяток лет российская колонизация и русификация. В итоге пережитки международной системы, предложенной Сталиным летом 1939 г., основанной на концепции разделения континента на сферы влияния, были преодолены благодаря включению в трансатлантические и европейские структуры государств бывшего «советского блока». Вступление бывших государств «советского блока» в Европейский союз в 2005 г. окончательно ликвидировало установленный Сталиным раздел континента.
… В политической культуре Мюнхен превратился в комплекс запоздалых действий и покупки мира ценой суверенитета малых государств. Исследователи также постоянно возвращаются к вопросу: существует ли в политике понятие «границы уступок»? И если да, то какими критериями оно определяется?