Общие положения по кадровой политике организации

Рыночная экономика ставит ряд принципиальных задач, важнейшей из которых, является максимально эффективное использование кадрового потенциала. Для того чтобы этого достигнуть, нужна четко разработанная кадровая политика государства.

Под кадровой политикой государства правомерно понимать формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение научных принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствования форм и методов работы с персоналом в конкретных исторических условиях того или иного периода развития страны.

В условиях развития нашей страны в настоящее время нужна кадровая политика, опирающаяся на стратегию и принципы рыночных отношений, демократизацию общества. Она должна осуществляться на федеральном, региональном, местном уровнях с учетом форм развития организаций.

Назначение кадровой политики государства – своевременно формировать цели в соответствии со стратегией развития государства, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей.

Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного реагировать на постоянно изменяющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

Кадровая политика включает: тип власти в обществе; стиль руководства; философию предприятия; правила внутреннего распорядка; коллективный договор.

Исходными документами для формирования кадровой политики предприятия являются: Всеобщая декларация прав человека; Конституция РФ (основной закон); Гражданский кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; другие локальные нормативные акты.

Тип власти в обществе. Известны три основных теоретических типа власти в обществе:

· охлократия. Она характеризуется отсутствием четкого понимания гражданами, норм морали и права когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, демонстрациях в периоды крушений империй, государств, институтов власти;

· автократия. Она означает неограниченную власть в обществе одного человека и ее «золотой век» пришелся на рабовладельческий и феодальный строй, когда власть держалась на карающем мече. Опыт развитых государств показывает, когда проводится новая политика в обществе, государстве, на предприятии и нужно сломать сопротивление «толпы» (старые традиции) и подчинить ее главной цели нового лидера, тогда необходимо использовать автократию. Когда лидер государства или предприятия прогрессивный и умный, автократия – единственный способ быстрого введения новаций;

· демократия «власть народа» на основе общественного самоуправления. Демократия позволяет широко использовать внутренний потенциал человека, перейти от методов принуждения к методам убеждения. Демократия, как правило, строится на принципах общественного самоуправления, выборности руководителей, сменяемости органов власти, подчинения меньшинства большинству. Развитие демократии возможно путем использования в управлении профессиональных менеджеров на конкурсной основе, выборов руководителей трудовым коллективом или собственниками, развития самоуправления. Таким образом, тип власти в обществе будет основополагающим в кадровой политике организации (предприятия).

Стиль руководства организацией. Типы власти в обществе формируют стили руководства организацией. Стиль руководства – это стиль поведения руководителя в процессе осуществления своей руководящей роли, относительно неизменный в различных ситуациях.

Наиболее известные стили руководства:

· стиль, ориентированный на решение задач;

· стиль, ориентированный на межличностные отношения.

Выделяют три основных стиля руководства:

1. Директивный (волевой, авторитарный, автократический) – характеризуется чрезмерной централизацией власти, приверженностью лишь к единоначалием.

2. Демократический (коллективный, товарищеский) – основан на представлении о подчиненных как о равных партнерах при принятии решений, уважении и заботе о них, возложении ответственности за итоги действий главным образом на себя.

3. Либеральный – характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности.

Приведенные стили руководства могут быть у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта. Они проявляются в действиях руководителей в определенной пропорции с преобладанием одного из них.

Многие ученые считают, что большинство руководителей имеют врожденный стиль управления, который он изменить не сможет. В его силах лишь незначительно скорректировать свой стиль, да и то на определенное время.

Философия предприятия. Опыт показывает, что общество не может существовать без морали и законов, так как предприятие не сможет эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов. Исходя из этого – каждое предприятие должно иметь философию предприятия. Философия предприятия – это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания персоналом предприятия (моральных кодекс поведения на предприятии).

Опыт показывает:

· соблюдение философии предприятия гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и в итоге эффективное развитие предприятия;

· не соблюдение философии предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем может привести к краху и разорению предприятия, так как люди главное богатство. 

Для разработки философии предприятия необходимо использовать:

Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Декларацию прав человека, устав предприятия, опыт лучших компаний.

При разработке философии предприятия необходимо учитывать:

· национальный состав сотрудников организации;

· региональную специфику (область, город);

· тип производства;

· отрасль народного хозяйства;

· количественный состав предприятия;

· уровень жизни работников;

· культурный уровень персонала;

· взгляды и позицию собственника;

· личные убеждения руководителя предприятия.

Примерные разделы философии предприятия:

1. Цель и задачи предприятия.

2. Декларация прав сотрудника.

3. Что поощряется и запрещается сотрудникам.

4. Деловые и нравственные качества сотрудников.

5. Условия труда.

6. Оплата труда.

7. Социальные блага.

8. Социальные гарантии.

9. Увлечения и хобби.

Существуют разные направления философии предприятия:

· английская. Она основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, искреннюю доброжелательность, мотивацию работников и поощрение достижений, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка;

· американская философия бизнеса построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Ей характерна постановка целей и задач, высокая зарплата персонала, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии;

· японская философия бизнеса основывается на традициях уважения к старшему по возрасту, коллективизма, всеобщего согласия и вежливости. В ней преобладает теория человеческих отношений и преданности идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного духа;

· российская философия бизнеса весьма многообразна и зависит от формы собственности и отраслевых особенностей и величины предприятия. Крупные предприятия, акционированные на базе государственных, сохраняют свои традиции четкой дисциплины, повышение уровня жизни работника и сохранение социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования.

Свое выражение философия предприятия находит в концептуальных кадровых документах: коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка.

Коллективный договор правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между представителями рабочих и работодателя.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

· форма, система и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

· механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

· занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

·  продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

· улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков;

· экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

· льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

· контроль за выполнением коллективного договора и ответственность сторон.

Правила внутреннего трудового распорядка организации локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также вопросы трудовых отношений в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: