Д.И.Писарев писал, что: «надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество несоизмеримо важнее первого».
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки техники. Известно, что полученные знания устаревают каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.
Повышение квалификации применяется обычно в следующих случаях:
· при поступлении человека в организацию;
· при перемещении на новую должность, работу, изменения объема полномочий;
· при смене технологии, оборудования;
· когда у работника будут выявлены недостатки при исполнении функциональных обязанностей;
· при смене вида деятельности.
Повышение квалификации кадров позволяет решать задачи как в интересах организации – повышение эффективности труда, включая качество труда, так и в интересах человека – повышается качество жизни, увеличиваются возможности для реализации своих способностей, работник становится более конкурентоспособным на рынке труда.
|
|
Повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным проводится как на предприятиях, так и с отрывом от производства. Она включает как первичное ознакомление выпускников ВУЗов и техникумов с особенностями техники, технологии и организации производства на данном предприятии, так и плановое повышение квалификации специалистов. Как свидетельствуют данные исследований, взаимосвязь между повышением квалификации и производственной отдачей специалистов является очень тесной. Поэтому каждый специалист один раз в пять лет, проходит повышение квалификации с отрывом от производства, а в промежутках — лекции, семинары, обмен передовым опытом — без отрыва от производства.
В настоящее время в стране действуют десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, факультеты и филиалы при ВУЗах, постоянные курсы повышения квалификации при организациях и предприятиях.
Однако действующая система повышения квалификации по масштабам еще недостаточна. Она мало связана с выполнением этими работниками конкретных должностных функций. В частности, институты и факультеты повышения квалификации в силу поставленных перед ними задач не всегда уделяют должное внимание подготовке резерва на замещение руководителей среднего звена — для цехов и отделов, потребность в которых весьма ощутима. Сегодня эта система переживает очень серьезные трудности, связанные с отсутствием финансирования и кризисными явлениями в экономике.
|
|
Для рабочих, создаются условия, для повышения рабочего разряда раз в три-пять лет. Для этой цели функционируют школы передового опыта, современных форм организации производства и т.п.
Вся сложная система мер по повышению квалификации и профессиональной подготовке требует знания основ организации производства, техники и технологии, принципов педагогики и т.п.
Основными формами повышения квалификации рабочих являются:
· производственно-технические курсы, организуемые по ступенчатой системе. Это краткосрочные курсы, где рабочий получает четко ограниченный круг знаний, необходимых для получения следующего разряда. Учебные программы унифицированы, и рабочий, перейдя с одного предприятия на другое, может продолжить обучение;
· курсы обучения вторым и смежным специальностям. Они распространены в тех случаях, когда используется конвейер, происходит внедрение новой техники и технологии;
· школы по изучению передовых методов труда, организуемые для передачи опыта новаторов;
· курсы целевого назначения, решающие задачи изучения новой техники и технологии, правил техники безопасности, основ экономики и нормирования, повышения качества продукции;
· повышение квалификации рабочих на общественных началах (шефство, школы передового опыта и т.д.);
· вечерние и сменные профессионально-технические училища.
Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию результатам труда.
Необходимость переподготовки связана с освоением новых технологических процессов и совмещением профессий.
Крупную государственную программу переподготовки персонала выполняют областные и городские центры занятости населения. Через существующие учебные центры обучают кадры новым дефицитным профессиям, выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета.
Программы учебных центров имеют ряд недостатков:
· ориентация на краткосрочные курсы обучения, продолжительностью 2-3 месяца;
· низкая стоимость образовательных программ;
· ориентация на общие заказы предприятий, а не на конкретные потребности в рабочих и служащих;
· учебные предприятия ведут обучение по имеющимся у них типовым программам, не всегда сопоставленными с реальными потребностями предприятий и организаций и заказами центров занятости.
Рассмотрим основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала:
1. Определение потребности в подготовке специалистов с высшим и среднетехническим образованием, а также по рабочим профессиям на обозримую перспективу для поддержания производственных коллективов.
2. Выбор формы подготовки (направление в ПТУ, ТУ, техникум, ВУЗ, обучение непосредственно на рабочем месте).Отбор кандидатов на обучение по тем профессиям, по которым испытывается потребность в работниках, направление отобранных кандидатов на учебу.
3. Организация совместной работы с учебными заведениями по развитию у кандидата интереса к предприятию, по разъяснению возможностей, которые откроются перед ним после его прихода на производство во всех областях (рост квалификации, заработка, социальных возможностей и т.п.), по приближению форм и методов подготовки к запросам заказывающей организации.
4. Организация подготовки кадров непосредственно на рабочих местах.
5. Контроль за прохождением адаптации молодыми рабочими и специалистами в первый период их работы.
|
|
6. Организация переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
7. Совместная с ВУЗами и техникумами работа по подготовке и переподготовке специалистов высокой квалификации непосредственно для нужд данного производства.
8. Планирование и организация работы по повышению квалификации и переподготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием.