Повышение квалификации и переподготовка персонала

Д.И.Писарев писал, что: «надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество несоизмеримо важнее первого».

Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки техники. Известно, что полученные знания устаревают каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.

Повышение квалификации применяется обычно в следующих случаях:

· при поступлении человека в организацию;

· при перемещении на новую должность, работу, изменения объема полномочий;

· при смене технологии, оборудования;

· когда у работника будут выявлены недостатки при исполнении функциональных обязанностей;

· при смене вида деятельности.

Повышение квалификации кадров позволяет решать задачи как в интересах организации – повышение эффективности труда, включая качество труда, так и в интересах человека – повышается качество жизни, увеличиваются возможности для реализации своих способностей, работник становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным проводится как на предприятиях, так и с отрывом от производства. Она включает как первичное ознакомление выпускников ВУЗов и техникумов с особенностями техники, технологии и организации производства на данном пред­приятии, так и плановое повышение квалификации специалистов. Как свидетельствуют данные исследований, взаимосвязь между повыше­нием квалификации и производственной отдачей специалистов явля­ется очень тесной. Поэтому каждый специалист один раз в пять лет, проходит повышение квалификации с отрывом от производства, а в промежутках — лекции, семинары, обмен передовым опытом — без отрыва от производ­ства.

В настоящее время в стране действуют десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квали­фикации, факультеты и филиалы при ВУЗах, постоянные курсы повы­шения квалификации при организациях и предприятиях.

Однако действующая система повышения квалификации по мас­штабам еще недостаточна. Она мало связана с выполнением этими работниками конкретных должностных функций. В частности, институты и факультеты повышения квалификации в силу постав­ленных перед ними задач не всегда уделяют должное внимание под­готовке резерва на замещение руководителей среднего звена — для цехов и отделов, потребность в которых весьма ощутима. Сегодня эта система переживает очень серьезные трудности, связанные с отсутствием финансирования и кризисными явлениями в экономи­ке.

  Для рабочих, создаются условия, для повышения рабочего разряда раз в три-пять лет. Для этой цели функционируют школы передового опыта, современных форм организации производства и т.п.

Вся сложная система мер по повышению квалификации и про­фессиональной подготовке требует знания основ организации произ­водства, техники и технологии, принципов педагогики и т.п.

Основными формами повышения квалификации рабочих являются:

· производственно-технические курсы, организуемые по сту­пенчатой системе. Это краткосрочные курсы, где рабочий получа­ет четко ограниченный круг знаний, необходимых для получения следующего разряда. Учебные программы унифицированы, и ра­бочий, перейдя с одного предприятия на другое, может продол­жить обучение;

·  курсы обучения вторым и смежным специальностям. Они рас­пространены в тех случаях, когда используется конвейер, происхо­дит внедрение новой техники и технологии;

· школы по изучению передовых методов труда, организуе­мые для передачи опыта новаторов;

· курсы целевого назначения, решающие задачи изучения но­вой техники и технологии, правил техники безопасности, основ эко­номики и нормирования, повышения качества продукции;

· повышение квалификации рабочих на общественных началах (шефство, школы передового опыта и т.д.);

·  вечерние и сменные профессионально-технические училища.

Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию результатам труда.

Необходимость переподготовки связана с освоением новых технологических процессов и совмещением профессий.

Крупную государственную программу переподготовки персонала выполняют областные и городские центры занятости населения. Через существующие учебные центры обучают кадры новым дефицитным профессиям, выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета.

Программы учебных центров имеют ряд недостатков:

· ориентация на краткосрочные курсы обучения, продолжительностью 2-3 месяца;

· низкая стоимость образовательных программ;

· ориентация на общие заказы предприятий, а не на конкретные потребности в рабочих и служащих;

· учебные предприятия ведут обучение по имеющимся у них типовым программам, не всегда сопоставленными с реальными потребностями предприятий и организаций и заказами центров занятости.

Рассмотрим основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала:

1. Определение потребности в подготовке специалистов с выс­шим и среднетехническим образованием, а также по рабочим профес­сиям на обозримую перспективу для поддержания производствен­ных коллективов.

2.   Выбор формы подготовки (направление в ПТУ, ТУ, техни­кум, ВУЗ, обучение непосредственно на рабочем месте).Отбор кан­дидатов на обучение по тем профессиям, по которым испытывает­ся потребность в работниках, направление отобранных кандидатов на учебу.

3. Организация совместной работы с учебными заведениями по развитию у кандидата интереса к предприятию, по разъяснению возможностей, которые откроются перед ним после его при­хода на производство во всех областях (рост квалификации, зара­ботка, социальных возможностей и т.п.), по приближению форм и методов подготовки к запросам заказываю­щей организации.

4. Организация подготовки кадров непосредственно на рабочих местах.

5. Контроль за прохождением адаптации молодыми рабочими и специалистами в первый период их работы.

6. Организация переподготовки и повышения квалификации ра­бочих кадров.

7. Совместная с ВУЗами и техникумами работа по подготовке и переподготовке специалистов высокой квалификации непосредствен­но для нужд данного производства.

8. Планирование и организация работы по повышению квалифи­кации и переподготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: