Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ….     6
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………...   6
1.2Современные походы к организации и содержанию физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития   11
Выводы по главе 1............................................................................................. 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………….     18
2.1Диагностика двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития………………………………………..   18
2.2Методы и приемы формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития……………………….   22
Выводы по главе 2............................................................................................. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 33

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, многие исследователи изучавшие функции двигательной активности отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.

В данное время в России численность школьников с ограниченными возможностями здоровья не снижается, а неизменно увеличивается. В это количество попадает большая категория детей с задержкой психического развития (ЗПР). В научной литературе выделяют ряд причин такого роста: патологии в период внутриутробного формирования; родовая травма и асфиксия во время родов; разного рода заболевания в ранние годы жизни ребёнка; неблагополучные жизненные условия; педагогическая запущенность детей; отсутствие медицинской помощи и лечения в первые годы жизни. Огромное значение имеет физическое развитие для ребенка с задержкой психического развития младшего школьного возраста, потому что в этом возрасте организм ребенка в наибольшей степени податлив, и индивидуальная работа с ним позволяет устранить существующие недостатки в развитии.

В системе специального образования накоплен значительный опыт по формированию двигательной сферы в процессе физического воспитания                  (Р.Д. Бабенкова, Г.А. Бутко, А.А. Дмитриев, Н.А. Козленко, В.М. Мозговой, А.С. Самыличев и др.), содержание, методы и приемы физического воспитания детей с задержкой психического развития не нашли должного освещения в работах современных исследователей, а проблема двигательной активности, ее регулирование средствами физического воспитания не освещались. В работах ряда авторов доказано, что снижение объема движений у детей данной категории отмечается с раннего детства, оно является результатом раннего поражения ЦНС и обнаруживается не только в двигательной сфере, но и в психической деятельности в целом                                    (Н.А. Бернштейн, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер).

Для детей с задержкой психического развития двигательная активность в ходе выполнения физических упражнений может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций (А.А. Дмитриев,                             О.В. Защиринская, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой, Б.В. Сермеев и др.). Следовательно, разработка теоретических основ изучения двигательных возможностей школьников с задержкой психического развития и пути их совершенствования может быть одним из приоритетных направлений физического воспитания.

Цель исследования – теоретически изучить проблему формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать современные походы к организации и содержанию физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития;

3. Рассмотреть специфику диагностики двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития;

4. Обосновать методы и приемы формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.

Объектом исследования является двигательная активность младших школьников с задержкой психического развития.

Предметом исследования – особенности формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

 

Анализ последних исследований и публикаций. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что основы здоровья закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому сохранение, формирования и укрепления здоровья каждого ребенка является приоритетной задачей общества, школы и семьи.

Известно, что правильно организованная и осуществлённая двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни, укрепления и восстановления здоровья любого человека несмотря на его возраст. По нашему мнению, это утверждение особенно важно для детей, которые имеют нарушения интеллектуальной сферы. Для них процессы развития – это еще и поиск путей компенсации пороков, а влияние двигательной активности, которая по содержанию и интенсивности соответствует данной категории детей, является тем средством, которое помогает их найти.

Формирование двигательной функции – одно из важнейших звеньев в общем развитии ребенка. На это указывали такие ученые как А. Р. Лурия,               Е. В. Новикова, М. М. Кольцова и другие. Реализация двигательной функции невозможна без проявления активности [18].

Активность, писал Н. М. Бернштейн: «важнейшая черта всех живых систем, она является самой главной и определяющей» [6, с. 46].

Двигательная активность является «регулируемым» компонентом образа жизни и необходимой составляющей профилактики различных заболеваний. Низкий уровень физической активности является четвертым из важнейших факторов риска, которые являются причинами смертности и заболеваемости в мире [5].

Актуальным на сегодня остается изучение последствий недостатка двигательной активности у детей, пассивного проведения свободного времени, среди которых ожирение, депрессивные состояния, самоубийства, умышленные увечья, девиантное поведение, насилие и издевательства в учебных заведениях и за его пределами, а также употребление алкоголя, наркотиков, игровые зависимости.

Повышение двигательной активности детей школьного возраста уже много лет рекомендуется как первоочередное средство превентивного оздоровления, повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных условий.

Необходимым условием выявления групп риска остается разработка и внедрение методик для оценки уровня двигательной активности особенно, среди детей разного возраста. Такие методики необходимы для проведение долговременных мониторинговых исследований, которые позволяют комплексно охарактеризовать влияние внешних факторов и среды на здоровье и здоровый образ жизни детей и молодежи [7].

Исследование факторов, формирующих здоровье молодого поколения, имеет определяющее значение для общества на новом современном этапе его развития. Изменить сложившиеся поведенческие стереотипы среди взрослых трудно, но на поведение подрастающего поколение повлиять вполне реально. Навыки, приобретенные в детстве и подростковом возрасте, остаются в дальнейшем и становятся либо основой активного и здорового образа жизни, либо приводят к различным зависимости и деструктивного поведения.

Несмотря на многочисленные научные исследования на сегодня окончательно не определено основных движущих сил, внутренних и внешних условий, определяют желание или нежелание детей следовать здорового образа жизни [15].

Под двигательной активностью понимается любое движение тела, которое осуществляется с участием скелетных мышц и обусловливает существенное увеличение затрат энергии, по сравнению с состоянием покоя. Соответственно основными характеристиками двигательной активности М.М. Кольцова и Е.В. Новикова считают интенсивность, продолжительность и частоту, кроме того существенное влияние на нее имеет рабочая и домашняя обстановка, досуг и транспортное обеспечение [18].

Одним из главных компонентов, который характеризует физическое совершенство организма является уровень развития двигательной функции, которая реализуется в разнообразной моторной деятельности. С ней связаны все движения. Патология двигательного аппарата или недостатки в развитии моторики ограничивают возможности человека в повседневной жизни, выборе профессии, негативно влияют на его здоровье и психофизическое развитие [4].

Исследователи А.А. Маркосян, И.В. Муравов и др отмечали: «Оптимальная двигательная активность выполняет роль своеобразного регулятора развития молодого организма, является необходимым условием для становления и формирования ребенка как биологического существа и социального субъекта» [25; 26].

Исследователь А.М. Шлемин утверждал: «Двигательная функция проявляется в руководстве ребенком своей моторикой. Она обеспечивает двигательную деятельность, без которой невозможна полноценная жизнь детей и их нормальное развитие. К ее компонентам можно отнести объем умений и навыков в различных видах движений, а также уровень развития физических качеств дошкольника» [32, c. 13].

У детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии все эти процессы развиваются с опозданием. Большое внимание изучению этого вопроса уделяли такие известные ученые: Н. А. Бернштейн, В.Т. Григоренко, Б.В. Сермеев, М.М. Кольцова [6; 11; 18].

Состояние моторики ребенка является косвенным объективным показателем созревания различных отделов центральной нервной системы, которая обеспечивает интегративную деятельность мозга. При задержке созревания центральной нервной системы у детей с задержкой физического развития нарушается формирование интегративной деятельности мозга. Это проявляется как в недостаточной сформированности более сложных форм произвольных движений, так и налицо (патологии) отдельных врожденных рефлекторных двигательных реакций.

В настоящее время в системе специального коррекционного образования большое внимание уделяется коррекции двигательной сферы ребенка с особенностями психофизического развития. Поскольку характерными признаками врожденных или рано приобретенных форм стойкого органического нарушения познавательной деятельности, как известно являются нарушения движения.

Для выявления двигательных отклонений и сохраненных двигательных возможностей детей А.А. Дмитриев предложил такую классификацию нарушений физического развития и двигательных возможностей детей [12]:

1. Нарушение физического развития: отставание в массе тела; ожирение; отставание в длине тела; нарушение осанки; нарушение стопы; пониженная жизненная емкость легких; уменьшенная окружность грудной клетки; аномалии черепа; аномалии лицевого скелета; дисплазии внутренних органов, наружных тканей, костной системы.

2. Нарушения в развитии основных движений: неточность движений в пространстве; неточность движений во времени; неумение выполнять ритмичные движения; низкий уровень дифференциации мышечных усилий; низкий уровень развития функции равновесия; дискоординация движений, гипер - и гипотонус мышечной системы.

3. Нарушения при ходьбе: дискоординация движений рук и ног; шарканья ногами; неритмичность движений; постоянные отклонения во время ходьбы по прямой; неодинаковая длина шагов; неодинаковая амплитуда размаха рук; стопы обращены внутрь или наружу; дряблость; постоянные отклонения туловища от вертикальной оси. К этим нарушениям также следует отнести хождение на полусогнутых ногах, а также опущенную во время ходьбы вниз или наклоненную в сторону голову.

4. Нарушение движений во время бега: большой наклон туловища вперед; чрезвычайно большое напряжение рук; маленькие шаги; неритмичность; большой наклон головы вперед; прижимание туловища в стороны; бег на почти прямых ногах и бег на полусогнутых ногах.

5. Нарушения в развитии основных двигательных возможностей: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища (рук, ног, живота, спины); скорости движений; выносливости динамического характера; скоростно-силовых качеств; гибкости суставов.

6. Нарушения во время прыжков: дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в воздухе; слабое финальное усилие; неумение приземляться; слабый размах руками; отталкивание выполняется почти прямыми ногами [12].

Дети с задержкой психического развития очень отличаются по уровню двигательной активности: одни – очень подвижные, другие слишком спокойные. В целом, дети с высокой двигательной активностью значительно лучше развиты.

В процессе подвижных игр и активной двигательной деятельности дети познают себя, свое тело, изучают способы передвижения в пространстве и времени. Наиболее важной особенностью двигательной активности детей является их зависимость от времени года. Наблюдается тенденция к повышению двигательной активности в весенне-летний период и снижению ее в осенне-зимний.

Также можно выделить три периода двигательной активности по распределению ее в течении дня: утренняя (с 8 до 9 часов); дневная (с 10.3 до 12 часов); вечерняя (с 16:30 до 19 часов) [12].

Под влиянием двигательной активности e школьников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Недостаточная двигательная активность негативно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к негативным функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе школьника. Нужно учитывать то, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальная и педагог должен хорошо ознакомиться с медицинской карточкой ребенка, чтобы предотвратить передозировку нагрузки.

Таким образом, от двигательной активности детей с задержкой психического развития во многом зависят развитие психомоторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и эмоциональное состояние.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: