Тренировка объема и формы несуществующего предмета

Тема занятий: «Актерский тренинг. Упражнения на память физических действий»

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители!

Сегодня мы узнаем «Что такое актерский тренинг?» и сделаем этюды и  упражнения на память физических действий.

 

 Актерский тренинг - это тренинг,развивающий актерское (сценическое) воображение, громкую и выразительную речь, выразительность жестов и движений, умение вживаться в образ, другие важные для актера (на сцене или в жизни) способности и умения.

«Играть роль» - значит предстать перед зрителем не самим собой, а кем-то другим. Такую игру и называют перевоплощением.

  Мы познакомимся с этюдами и новыми упражнениями на память физических действий.

    Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальной жизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.). Эти упражнения помогают научиться находить подробности сценического существования, внешний, физический рисунок роли, оживляя её, привнося «объём» в сценическое действие и веру в предлагаемые обстоятельства, расшевеливая воображение и снимая физические «зажимы».

    Физическая сторона упражнений отрабатывается подробно с реальными предметами – проверяется, какие работают мышцы, с каким напряжением, как приспосабливаются руки к предмету, как, подчинившись физическому действию, ведут себя все части тела, где в какой момент находятся ноги и т.д. Это домашняя работа, без которой достоверно выполнять эти упражнения невозможно.

    Как делать упражнения на память физических действий? Прежде всего надо действия, которые вы хотите воспроизвести, вспоминать не головой, а всем своим телом. Для того чтобы мыть пол, стирать, шить, строгать и т. д., следует тщательно проверить все «по жизни», с на­стоящими предметами, а уж потом переходить на «пустышку», на бес­предметные действия. Но это еще не все.

     Упражнения на память физи­ческих действий требуют от исполнителя еще и умения загрузить себя какой-нибудь мыслью: пусть это будет план вашей работы на завтраш­ний день или вопрос, который вас волнует сегодня, сейчас, и т. д. Это важно для того, чтобы у исполнителя появился «свой мир». Жизнь в упражнении должна на что-то опираться — на мысли, на мечты. Ведь так происходит и в жизни: я то сосредоточиваюсь на каком-либо предмете, то ухожу от него, и в голову приходят какие-либо новые соображения. И если такого же процесса не возникает у исполнителя, то его природа никогда не заживет на сцене верно.

     Необходимо мыслить и совершать физические действия парал­лельно. Для этого все физические действия заранее должны быть точно и подробно отработаны. Чтобы мыслить, необходима полная свобода рук и тела.

      Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество).Концентрация внимания «внутри себя». Основные вопросы в работе над внутренним действием - что я чувствую? Что со мной происходит? Чего я хочу?

Есть хорошая игра «обезьянки». Суть игры в том, что дети выстраиваются друг за другом, а самый первый ребенок выполняет различные действия (например, приседает, прыгает, двигает руками). Кто первый ошибается – тот выбывает.

 

Театральная игра «Веселые обезьянки»

    Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

   Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка.

«Посетитель» будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя»:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

 

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

 

     Упражнение  «Одеваться»

 

 Учащийся надевает костюм или платье, причесывается перед зеркалом, надеваете туфли и уходит: прогуляться в выходной день на игровую площадку; или в школу, или в кинотеатр.

 

    Упражнение «Конвейер». Теперь попробуем сразу включиться в игру с воображаемым предметом. В полукруге крайнему педагог передаёт воображаемый предмет, называя его, например: «У вас в руках котёнок!» Нужно  представить себе котёнка, почувствовать, увидеть его, решить – откуда он у вас, зачем он у вас на руках и для чего вы передаёте его соседу. Сосед, получив «котёнка», проделывает то же самое и передаёт его дальше.

 

    Упражнение «Это не книга». Теперь по «конвейеру» передаётся книга, например (это может быть шапка или ботинок). Передавая книгу первому участнику, педагог «переименовывает» передаваемый предмет: «Это – торт». Получивший «торт» отыгрывает полученное и, передавая книгу следующему (в момент передачи это уже не книга и не торт), называет своё «Это змея!» Второй, обыграв полученную «змею», передаёт книгу следующему, превращая её теперь, скажем в «птицу» и т.д.

 

    Упражнение «Это – торт». Получивший «торт» отыгрывает полученное и передавая его следующему.Нужно изобразить радость,удивление,восторг или разочарование.

 

    Упражнение «Перед зеркалом». Главное в этом задании – отношение к зеркалу. Нужно подойти к нему, взять в руки, посмотреться, потрогать и т.д. – в зависимости от предлагаемых обстоятельств; посмотреть, действительно ли я так плохо выгляжу сегодня, как мне намекнули.

 Так назвал эти упражнения с «пустышками» К.С. Станиславский.

 

Упражнения на память физических действий

Тренировка объема и формы несуществующего предмета

Начинать занятия необходимо с изучения манипуляций с настоящими вещами!

    Возьмите бутылку или банку, открутите крышку и снова плотно закройте. Повторите, внимательно наблюдая, все движения левой руки, пальцев, запоминая, под каким углом находится рука по отношению к телу, к предмету. Затем все внимание сконцентрируйте на правой руке, запомните движение каждого пальца. Не упустите ни одной мельчайшей детали.

    Отложите предмет в сторону. Воспроизведите все движения по порядку.

Снова возьмите бутылку.

    Повторяйте работу столько раз, пока не добьетесь скрупулезной точности.

Внимательно, точно, скрупулезно, а главное терпеливо повторяя работу с несуществующими предметами, вы сможете добиться естественности.

    Остерегайтесь - лени и приблизительности. Похоже – не значит - натурально. Бутылка становиться то уже, то расширяется, пальцы правой руки закручивают крышку то выше, то ниже. Опасайтесь - зажимов мышц, скованности движений.

    Берите на вооружение – искреннюю веру в то, что делаете. Вспомните детство, себя ребенком, или подглядите за детьми на площадке. Вера позволяет делать из стульев лодку, летать на диване как на самолете, кормить нарисованных животных. Помните, что актер на сцене без умения видеть и верить – совсем беспомощен и неискренен.

 

 2. Тренировка  "Вес предмета"

 

    Вес воображаемого спичечного коробка сильно отличается от веса несуществующей кастрюли с супом, а уж тем более от 24-килограммовой гири. Каждый вид тяжести вызывает сокращение различных групп мышц, а это предопределяет положение человеческого тела.

    Занятия необходимо проводить с реальными предметами. Начните с чайника. Возьмите его. Обратите внимание на положение всех частей тела, состояние всех групп мышц: лица, шеи, груди, руки, ног. Прочувствуйте ощущения руки, держащей чайник, силу напряжения.

    Возьмитесь за чайник воображаемый. Почувствуйте его, постарайтесь передать его вес и движение.

    Вылейте половину воды. Возьмите пустой чайник.

Особенно важно прорабатывать момент отрыва предметов их от поверхности: стола, пола, полки. Важен и обратный момент - возвращение на место. Сделайте акцент на моменте приложения усилия.

 

 Домашнее задание

Ответить на вопросы по теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: