Список использованных источников

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОТЧЕТ

по производственной практике (преддипломной)

Обучающийся    Гарипова Л.Ф. 17.1-527                                ____________________

                                                   (ФИО, группа)                                                                                     (подпись)

 

Руководитель практики

на кафедреканд.психол.н., доц. Ахметзянова И.А.

(должность, ФИО)

Оценка за практику______________________ ________________________

(подпись руководителя практики)

Дата сдачи отчета 21.04.2020

Казань – 2020г.

 


 


Содержание

 

 

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

 

 



Введение

 

Производственная практика (преддипломная) проходила с 23.03.2020 по 18.04.2020 на базе Института психологии и образования КФУ, кафедра психологии и педагогики специального образования.

Цель производственной практики: Преддипломной - подготовка к защите выпускной квалификационной работы; формирование профессиональных компетенций бакалавров, ориентированных на углубление студентом первоначального профессионального опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

 

Основная часть

 

· описание организации работы в процессе практики,

· описание выполненной работы в соответствии с индивидуальными заданиями и программой практики,

· описание практических задач, решаемых обучающимся за время прохождения практики

Практика включала в себя три этапа: На ориентировочном этапе практики руководителем по практике от Университета была организована установочная конференция, где проводился инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда, была заполнена соответствующая документация. На конференции студенты знакомились с задачами и организацией практики, сроками выполнения индивидуальных заданий на каждом из этапов. Здесь же руководитель практики сообщил конкретные требования к выполнению программы практики, были назначены старшие групп из числа студентов, в обязанности которых входит общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики.

На основном этапе был проверен текст ВКР в системе Антиплагиат. Подготовлены текст доклада и презентация для предзащиты ВКР. Представлены на кафедру текст ВКР, рецензия с места проведения эмпирического исследования, пройдена предзащита ВКР, исправлены замечания, полученные на предзащите, оформлен итоговый текст ВКР, подготовлен PDF формат итогового варианта ВКР для размещения в системе «Студент», подготовлен список публикаций, включенных в апробацию ВКР.

На заключительном этапе оформлена отчетная документация по результатам прохождения практики. Руководителем по практике от Университета провел итоговую отчетную студенческую конференцию, где студенты выступили с отчетами о результатах прохождения практики. На конференции была дана общая оценка деятельности студентов, внесены предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, проанализирован уровень сформированности профессиональных компетенций.

 



Заключение

 

В результате прохождения производственной практики (преддипломной) были приобретены следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

ПК–1 Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

ПК–2 Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;

ПК–3 Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;

ПК–4 Способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;

диагностико-консультативная деятельность:

ПК–5 Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития 8;

ПК–6 Способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы 8;

ПК–7 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением;

исследовательская деятельность:

ПК–8 Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности;

ПК–9 Способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования;

культурно-просветительская деятельность:

ПК–10 Способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченные возможности здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры;

ПК–11 Способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченные возможности здоровья.

Выполненная работа по преддипломной практике позволило нам усовершенствовать академические и практические знания. Достаточно хорошо смогли усвоить профессиональные компетенции специального психолога. Данная практика была полезна тем, что мы смогли научиться правильному анализу теоретической литературы, применить на практике научные знания, полученные в ходе обучения.



Список использованных источников

1. Агавелян, O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития [Текст] / О. К. Агавелян. — Челябинск, 2003. – 154 с.

2. Аксенова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя [Текст]/ А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. 2-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

3. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.

4. Ананьева И.Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: метод. рекомендации и практический материал [Текст] / И.Н. Ананьева – Самара: Издательство Кузнецовой, 2015.

5. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью [Текст] / Молодой ученый. - М.: 2014. – 715 - с.

6. Артемьева, Т.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Артемьева. - М.: Academia, 2010. - 175 с.

7. Баряева, Л.Б. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.- 480с.

8. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева - М.: Логос, 2014 - 306 с.

9. Божович, Л И Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]\ Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. – 505 с.

10. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.

11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Лань», 2008. - 654 с.

12. Вярянен, В.А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (732) / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва: [б. и.], 1971. - 17 с.

13. Даргевичене, Л.И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (732) [Текст] / Л.И. Даргевичене. - АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва: [б. и.], 1971. - 14 с.

14. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Ежова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 315 с.

15. Жигорева, М.В. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей, имеющих множественные нарушения в развитии, на начальных этапах обучения [Текст] / М.В. Жигорева // Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – С. 136 – 145.

16. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Как помочь «особому» ребенку [Текст]: Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич — СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001. – 128 c.

17. Ковалев, Е. В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие. [Текст] / Е. В. Ковалев, А.В. Захарова, М.С. Староверова. - М.: Владос, 2014. – 167 с.

18. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы [Текст] /Н. Л. Коломинский. - Киев: Рад. школа, 1978. - 87 с.

19. Лебединская, К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции при умственной отсталости [Текст] / К. С. Лебединская. – М.: Просвещение, 2002. – 225с.

20. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 91-96.

21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка. [Текст] / М.И. Лисина, СПб. – 2008. – 320 с.

22. Лобанёва, Т.И. Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей младшего школьника [Текст] // Начальная школа, 2015, №6, с. 62-63

23. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 188-190.

24. Макаров, И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. [Текст] / И.В. Макаров- СПб.: Наука и Техника, 2013.- С. 217-289.

25. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для высш. и сред. спец. учеб. заведений. [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под ред. В. И. Селиверстова. - Москва: Владос, 2008. - 263 с.

26. Михеева, Е.А. Психолого-воспитательная поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью [Текст] / Е. А Михеева // Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 3–10.

27. Московкина, А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская. - М.: Прометей, 2013. - 246 с.

28. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. - 368 с

29. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст]: дис... канд. наук / Л. Р. Мунирова. - М.: 1993. - с.

30. Намазбаева, Ж. И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст]/ Ж.И. Намазбаева - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. - 34 с.

31. Незнанов, Н.Г. Умственная отсталость [Текст] / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009.- С. 653-681.

32. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // Соч.: в 3 т. - М.: Просвещение, 2003. - Т.1. - 688 с.

33. Общая психология [Текст]/учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М.Орлова; под общ.ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

34. Перкинс Школа: [Текст] руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы/ Кэти Хайд и др. – М.: Центр Лечебной Педагогики, 2011. Стр. 56 – 6.

35. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / В.Г. Петрова. И.В. Белякова – М.: Просвещение, 2002. – 160 с.

36. Рыскина, В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра [Текст]/ В. Рыскина. – СПб.: Скифия, 2016.

37. Савина, Е. Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально- театральной деятельности [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е. Г. Савина. - Екатеринбург, 2005. - 28 с.

38. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь,2011. – 432с.

39. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: Метод замещающего онтогенеза. [Текст] / А.В. Семенович. Учеб.пособие [для вузов]. - М.: Генезис, 2008. - 200 с.

40. Серова, Г.Л. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: [Текст] // материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» - Самара: Современные образовательные технологии, 2010.

41. Соболева, Е. В. Оптимизация умений и навыков невербальной коммуникации у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е. В. Соболева // Логопедия. 2006. - № 4 (14). - С. 39 - 45.

42. Соловьёва, С.В. Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в контексте модернизации системы образования: опыт, проблемы, перспективы: [Текст] // сб. материалов, Всеросс.науч.-практ. конф.26марта 2015. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.

43. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра [Текст]/М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.

44. Танцюра, С. Ю. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ [Текст] / С. Ю. Танцюра, С. И. Кононова – М: Сфера, 2017. – 64 с.

45.  Тверская, О.Н. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» [Текст] / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 160 с.

46. Тищенко, Т.Н. Учим говорить особенного ребёнка. [Текст]/ Т.Н. Тищенко – М.: Издательский дом «Регламент», 200

47. Ушакова, Т. Н. Психология высших когнитивных процессов [Текст] / Т.Н. Ушакова. – М.: институт психологии РАН, 2004. – 304 с.

48. Царёв, А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ.[Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – С. 12 – 19.

49. Шипицина, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). [Текст] / Л. М. Шипицина, О. В. Заширинская, Л. П. Воронова, Т.А. Нилова - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - М.: 2010.- 384 с.

50. Шипицина, Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка [Текст]: учебное пособие/ Л.М. Шипицина. - СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. – 113с.

51. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб. Речь, 2005. – 480 с.

52. Шпитальская, И.Ю. Модель деятельности Центра содействия семейному воспитанию по сопровождению детей и подростков с выраженными ментальными нарушениями. [Текст] / Шпитальская И.Ю., Романова Е.А.- М.: ЛОГОМАГ, 2017. / - М.: ЛОГОМАГ, 2017. - 225 с.

53. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин 4-е изд Москва: Издательский центр "Академия", 2007. -194 с.

Электронные ресурсы

1. Пи-шкалы (P-scales): https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/617033/Performance__P_Scale_attainment_targets_for_pupils_with_special_educational_needs_June_2017.pdf, С. – 10

2. Голдбарт. Доклад «Коммуникация как область развития»: [Электронный ресурс]. http://caritas-edu.ru/mediateka/materialyproshedshikh-meropriyatij/konferentsii/61-konferentsiya-2017-11/1500-2017-11-10-doklad-dzhuliet-goldbart

3. Словарь жестовых языков SPREADTHESIGHN: [Электронный ресурс] http://www.spreadthesign.com/

4. Макатон, программа [Электронный ресурс]: https://www.makaton.org/

5. Матрица коммуникации», буклет на русском [Электронный ресурс] https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf

 


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: