Модификации многоголосия

ПРИ ИНТАБУЛИРОВАНИИ

(помимо орнаментации)

Как мы еще увидим (в Главе 3), отношение к полифонической модели в значительной степени меняется в разных странах на протяжении XVI–XVII вв.: испанские виуэлисты, например, очень бережно относятся к ее голосоведению, в то время как неаполитанцы XVII в. склонны растворять линии оригинала в диминуциях, а немецкие органисты конца XVI и XVII вв. избегают перегружать интабуляции орнаментикой (чтобы не сковывать свободу исполнителя, желающего импровизировать свои собственные «украшения»), но при этом адаптируют многоголосие оригинала к клавирному исполнению, сокращая количество голосов, перераспределяя звуки между голосами и т.д. Мы не претендуем на описание всех возможных форм изменения фактуры оригинала в интабуляциях XVI–XVII вв., но укажем только на самые характерные, а также на некоторые особо интересные случаи.

Утолщение» фактуры

В некоторых лютневых и клавирных интабуляциях многоголосие местами обогащается введением дополнительных консонансов. Процедура касается чаще всего двух-трехголосных фрагментов оригинала и нацелена на получение более полного звучания (Пример 1.2).

Даже если формально она напоминает орнаментацию «точечным» введением дополнительного голоса (см. в следующей главе), ее смысл — в ином. Она наглядно показывает «вертикально-гармоническое» слышание инструменталистами «горизонтально» сочиненных вокальных пьес и подтверждает идеи Ж.-М. Ваккаро о смене звукового пространства при инструментальной обработке вокальной полифонии, о переходе из горизонтально-протяженного в вертикально-протяженное пространство ([II.8] Vaccaro 1981, p. 136).

Описанного рода фактурные изменения, однако, встречаются не столь часто. Гораздо более распространенной практикой является обогащение одного лишь заключительного созвучия произведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: