Первичная девиантность

- первичные,

разовые случаи

нарушения

социальных

норм,     что

свойственно

большинству

совершенно

«нормальных»

людей.


девиантным (отклоняющимся от правил). Одни люди, совершив девиантный поступок однажды или дважды,


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                179

возможно никогда не повторят его; другие продолжают иногда поступать так, в процессе чего становятся все более девиантными; третьи же переходят от первичной девиантности к вторичной.

Если наблюдается поведение соответствующее первичной девиантности, человек, совершивший его, может быть наказан агентами социального контроля. Несмотря на наказание, в некоторых случаях девиантное действие может повторяться. Если повторный случай девиации попадает в поле зрения агентов социального контроля, то имеют место


Вторичная девиантность

- устойчивая

склонность к

нарушению

норм,

сформирован

ное

антинормати

вное

поведение.

повторные и, вероятно, более суровые санкции. Как правило, страх наказания удерживает лишь некоторых членов общества от девиантных действий, другие же, не взирая на наказания, продолжают осуществлять отклоняющееся поведения и у них часто развивается враждебность и обида в отношении тех, кто вное

их наказывает. Это подводит к пределу способности общества терпеть девиантность. Наиболее вероятным исходом подобной ситуации является определенной формальное действие агентов социального контроля, приклеивающее ярлык девианта к индивиду. Некоторые ученые считают, что наклеенный ярлык способствует фиксации девиантного самоощущения и провоцирует дальнейшие девиантные действия. В конечном счете, индивид, который проходит через весь процесс, принимает девиантный социальный статус и начинает адаптироваться к нему. Конечным продуктом является вторичная девиантность, т.е. человек, чья жизнь и самоощущение организуются вокруг девиантного ярлыка.

Обобщая можно сказать, что первичная девиантность свойственна большинству людей - почти все, как правило в юности, «пробуют на прочность» социальные нормы. Большинство людей этот опыт не продолжают, по причине страха наказания или просто под влиянием нормативных смысловых схем. Те же, чей опыт первичной девиантности развивался (по самым разным причинам), рано или поздно противопоставят


180 Глава П. Социализация и социальный контроль.

себя агентам контроля, которые приклеят ярлык. Человек будет осознавать себя, как нарушителя норм. Таким образом, вторичная девиантность связана с определенной «Я-концепцией», «теорией самого себя», в которой собственное поведение интерпретируется по схеме, задаваемой ярлыком. Это объяснение подходит как для случаев рецидивной преступности, так и для психических заболеваний.

Хотя некоторые люди сознательно вступают на путь девиантности, большинство, видимо, просто реагируют на обстоятельства и ситуации, в которых они находятся. Старая педагогическая истина: если мы сто раз назовем ученика дураком, он начнет вести себя как дурак.

Устранение девиантного ярлыка. Однажды навязанный девиантный ярлык трудно, а иногда невозможно устранить. Тем не менее, многие девианты ухитряются стереть ярлык и отказаться от девиантной роли. В этом разделе мы интересуемся не теми, кто может избежать девиантного ярлыка относительно легко (например, если кто-то имеет лишний вес, он может сесть на диету), а скорее теми, чьи ярлыки трудно устранить. Хотя мы сосредоточим внимание на алкоголиках, те же аспекты применимы к другим девиантным ролям.

Проблемы устранения девиантной роли иллюстрируются социологическими исследованиями деятельности организаций "Анонимные Алкоголики" (АА), занимающейся анонимным лечением алкоголиков (Исследования проводились в Америке). В АА можно найти примеры, когда алкоголики бьшают в состоянии стереть свои девиантные ярлыки и заменить их социально приемлемыми, "вылечиваясь от алкоголизма".

Устранение ярлыков может происходить тремя основными методами: 1. Девианты могут организовать изменение правил, норм или законов общества, что бы сделать отклоняющееся от нормы поведение приемлемым, как это сделало движение за права гомосексуалистов, что бы снять с них ярлык девиантности.


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                181

2. Профессионалы, часто первоначально применяющие девиантный ярлык, могут устанавливать церемонии устранения ярлыка, когда онипублично объявляют, что отклоняющееся поведение перестало бытьтаковым, а индивиды, его практикующие могут вернуться в широкоесообщество. Примером может служить исключение АмериканскойПсихиатрической Ассоциацией гомосексуальности из списка душевныхболезней.

3. Организации взаимопомощи   могут содействовать девиантномуиндивиду вернуться к согласию с социальными нормами. Этиорганизации могут так же помочь создать социально приемлемыйстереотип "исправившегося" девианта. АА являются организациейвзаимопомощи, которая предоставляет алкоголикам возможностьобъединиться вместе с целью прекращения практики девиантногоповедения (неумеренного употребления спиртного) для того, что бысоздать условия для возобновления нормальных профессиональных,супружеских и общественных ролей.

АА используют различные методы, что бы помочь алкоголикам прекратить девиантное поведение. Члены организации полагают, что алкоголики имеют биологическую предрасположенность к спиртному, толкающую их на путь алкоголизма. Это сталкивается с альтернативным мнением, что алкоголики ответственны за свои действия или, что алкоголизм является формой душевной болезни. Что бы помочь в дальнейшем процессе устранения ярлыков, АА доказывает, что поскольку девиантность алкоголиков происходит от неумеренного потребления алкоголя, как только они прекратят пьянство, их девиантный статус исчезнет. АА так же создали довольно необычную форму раскаяния. Признавая, что они алкоголики, алкоголики предположительно вступают на путь устранения ярлыка и приобретения более респектабельного статуса "экс-алкоголика". АА так же подчеркивают деградацию, вызываемую пьянством. Показывая насколько


182 Глава П. Социализация и социальный контроль.

низко опустились некоторые алкоголики, они создают негативный образ, с которым никто из их подопечных не хочет себя идентифицировать. Тем самым создаются предпосылки для изменения «Я-образа». Хотя АА действуют более успешно, чем другие организации в оказании помощи людям, в избавлении их от девиантности, имеется несколько уточняющих данных о степени успешности их действий в рамках целого общества. АА является организацией для среднего класса, мало внимания уделяющей людям из менее благополучных социальных групп. Так же можно утверждать, что добровольное членство делает АА успешной организацией, т.к. те, кто решил вступить в нее, являются наиболее мотивированными решить свои проблемы с алкоголем. Это важный момент! Дело в том, что можно выделить два типа отношения к ярлыку и предписанной им роли.

Ресоциалшаци я

возвращение

знаний                 и

навыков, образа

реальности,

усвоенных   в

процессе

социализации.

обычно

является

следствием

десоциализаци

и - утраты (по

каким-то

причинам)

указанных

знаний, навыков

и образов

Первый - идентификация, принятие ярлыка и

девианта, человек фактически говорит себе «да, я - девиант, но для меня это нормально». Человек с подобной мотивацией практически не поддается реабилитации путем «мягкого»

отождествление себя с ним. В этом случае ярлык становится доминирующей частью «Я-образа». Личность организуется вокруг этого самоопределения, что задает «девиантную схему интерпретации действительности». Т.е. принимая себя как

является

следствием







Десоциалшаци

и - утраты (по

каким-то

причинам)                                                                                                               .,-,-г-г

указанных       устранения ярлыка, как в случае с АА. ОН воспринимает свою

девиантность, как естественный факт и не будет добровольно

знаний, навыков и

пытаться от нее избавиться. Если девиантный ярлык вызывает у него какой-то дискомфорт (что, скорее, будет связано с внешними причинами -социальное отторжение), то для него возможны два пути: 1) жесткая ресоциализация личности, предполагающая ее насильственную перестройку, вплоть до базовых основ мировосприятия. Пример: «депрограмирование членов тоталитарных сект» 2) изменение нормативной системы, что бы сделать внутреннее ощущение «нормальности» легальным, придать своей


Глава П. Социализация и социальный контроль.                                                                                                183

девиантности статус нормальности. Этот путь можно назвать нормативной инверсией (по аналогии с магнитной инверсией - сменой магнитных полюсов). Пример: «гей-движение».

Разумеется, наш обзор агентов и методов контроля был достаточно общим. Дополнительную информацию вы найдете в приложениях, а сейчас подведем итоги.

Резюме:

Социальный контроль включает в себя нормы и санкции.

Нормы можно разделить на требования, пожелания, разрешения изапреты; внешне нейтральные разрешительные нормы, могутсодержать в себе мощный ресурс принуждения, приближаяразрешения к требованиям;

Важный элемент социального контроля — приклеивание ярлыков, вкотором наиболее ярко проявляет себя нормативная функцияязыка;

Агентов социального контроля можно разделить на создателейправил и проводников этих правил; те и другие могут действоватьв формальной или неформальной сфере, в последнем случае ихдеятельность может принимать, как явные, так и неявные формы.

Неявный социальный контроль во многом связан сповседневностью, в которой «растворены» остаточные нормы.

Создатели норм постоянно учитывают различные измененияусловий жизнедеятельности людей, стремясь адаптировать нормык этим условиям, либо наоборот — изменить условия с помощьюнорм, преследуя свои интересы.

Различают первичную девиантностъ (не  приводящую кприклеиванию ярлыка), свойственную многим людям и вторичную —устойчивую требующую специальных мер по устранениюдевиантного ярлыка.


184 Глава П. Социализация и социальный контроль.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: