Организационно-административные методы управления

С помощью организационно-административных методов созда- ются необходимые условия функционирования организации. По- скольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно- административной деятельности состоит в координации действий коллектива [5].

Сущность этих методов заключается в осуществлении менедже- ром практических мер, направленных на обеспечение согласованного поведения сотрудников с целью достижения оптимального результа- та. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через кон- троль за их выполнением, систему административных средств под- держания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечивать организационную четкость и дисциплину труда, повышать эффектив- ность функционирования всей системы за счет лучшей организации управления.

Основу организационно-административных методов управления составляют законодательные и нормативные акты. Так, новый Трудо- вой кодекс РФ создал рамочные условия для управления персоналом в условиях рыночной экономики. В соответствии с этим Кодексом за- конодательно определяются возможности социального партнерства в сфере труда, основные права и обязанности сторон при заключении трудового договора, продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников, порядок оплаты и нормирования труда, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам.

На основании законодательных актов создаются базовые доку- менты, регламентирующие деятельность предприятия: устав пред- приятия, положения о подразделениях и службах и т.п.

81 Организационно-административные методы, используемые на уровне организации, способствуют достижению целей предприятия путем использования таких видов деятельности, как:

− формирование оптимальной структуры;

− рациональная организация и координация трудовой деятель- ности работников;

− регламентирование компетентности и ответственности под- разделений;

− назначение и перемещение в должности;
− устранение дестабилизирующих факторов;
− распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномо-

чиями;
− применение контроля, санкций и т.д. Организационно-административные методы отличаются от дру-

гих методов четкой адресностью директив, обязательностью выпол- нения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматри- вается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязатель- ны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу, организационно- административные методы – это методы принуждения, т.е. происхо- дит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчине- ния должны носить самый благожелательный характер, способство- вать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрес- сов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.

Организационно-административные методы можно разделить на два крупных блока: методы организационного воздействия и методы административного воздействия.

К методам организационного воздействия относятся: органи- зационное нормирование и планирование, организационный инструк- таж, организационное распорядительство, контроль.

Для организационного нормирования используются:
− стандарты, нормали, технические условия;
− организационно-структурные нормативы (организационные

структуры, типовые схемы управления и т.п.);
− оперативно-календарные нормативы, регламентирующие про-

82 текание производственных процессов;
− административно-организационные нормативы (правила внут-

реннего распорядка, правила найма и т.п.).
Организационное планирование включает четыре основных эле-

мента:

1) задание,определяющееобъемработ;

2) качественныепоказатели(структурапроизводства,качество услуг);

3) лимиты ресурсов (обеспечение производства);
4) планорганизационно-техническихмероприятий. Организационный инструктаж предполагает инструктирование

специалистов и служащих в системе управления для оказания им по- мощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.

Организационное распорядительство – это своевременная вы- дача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.

Организационный контроль – это программа исполнения реше- ний и распоряжений различных органов управления, а также выше- стоящей организации.

Методы организационного воздействия не могут оставаться не- изменными на протяжении длительного периода и требуют регуляр- ного пересмотра и корректировки.

Методы административного воздействия представляют со- бой воздействие, осуществляемое при помощи приказов, распоряже- ний, директив, указаний, резолюций.

Приказ – это письменное или устное распоряжение руководите- ля, направленное на решение конкретной задачи, которое предписы- вает, что, когда, кому следует сделать. При этом обычно четко опре- деляется ответственность исполнителя.

Приказ должен быть надлежащим образом оформлен и соответ- ствовать нормам административного права, иначе он не является пра- вомерным в юридическом отношении.

Распоряжение – управленческая команда руководителя, направ- ленная на решение частных вопросов. Как правило, распоряжение ис- пользуется для конкретизации задач в рамках отдельных структурных подразделений.

Директива – решение о целях перспективного развития объекта управления. Директивы, как правило, определяют общую цель, свя- занную с политикой предприятия. Они обычно рассчитаны на дли-

83 тельный срок и требуют качественных изменений приемов работы. Указания – постоянное распорядительное воздействие руково-

дителя по разъяснению конкретных заданий.

Резолюция – распоряжение руководителя, зафиксированное в документе.

Методы административного воздействия должны осуществлять- ся в ясной и краткой форме с учетом существующих этических норм.

Таким образом, административные методы управления основы- ваются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности.

Главный недостаток административных методов менеджмента состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение за- данных результатов, а не на их рост, т.е. поощряют исполнительность, а не инициативу. Высококвалифицированный, социально развитый че- ловек является менее подходящим объектом административного управления. Это одна из причин того, что данные методы управления становятся менее эффективными.

С другой стороны, ослабление внешней регламентации и кон- троля трудовой и хозяйственной деятельности ведет к усилению эле- ментов стихийности в развитии экономики. Становится необходимой сложная и разветвленная система экономических стимулов и санкций. Между тем разработать, провести в жизнь и освоить систему эконо- мического управления хозяйством неизмеримо сложнее, чем управ- лять с помощью директив и приказов. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы найти рациональное для тех или иных конкретных усло- вий соотношение административных и экономических методов ме- неджмента.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: