Вывод: Поэзия – пророческое, божественное предназначение, особая миссия творца

Инструкция

1. В рабочей тетради записать число.(Шестнадцатое апреля)

2. Записать тему Вечность и современность в стихах Б.Л.Пастернака о любви и природе.

3. Прочитать информацию в учебнике (стр 198-204), кратко записать в терадь информацию о творестве Б. Л. Пастернака

Прочитать информацию.

 

 

Основные этапы жизни поэта.

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отражённых строф, —
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.
Анна Ахматова. «Борис Пастернак (Поэт)»

 

 

«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос… - вспоминал художник Юрий Анненков. – Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его особая форма речи, столкновения поэтической отвлечённости с уличной повседневностью, сплетение синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так – о чём бы он ни говорил: о любви, об искусстве или о какой-нибудь мелочи…».

 

Б.Л.Пастернак – великий русский поэт и писатель 20 века, поднявшийся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью. Его наследие законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Казалось, что сама судьба уготовила ему поэтическую стезю.

 

Б.Пастернак родился в интеллигентной творческой семье. Отец поэта, Леонид Осипович,- известный художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна Кауфман,- замечательная пианистка, в 22 года ставшая профессором Императорского русского музыкального общества. Гостями семьи бывали композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин, художники Серов и Врубель, Л.Толстой. В доме постоянно звучала музыка, особенно часто любимый всей семьёй Шопен. Л.О.Пастернак был иллюстратором произведений Толстого, из этих его работ наибольшую известность приобрели иллюстрации к роману «Воскресение».

 

Мальчик рос в атмосфере творчества, и его собственные пристрастия относились поначалу вовсе не к поэзии, а к музыке. В автобиографическом произведении «Охранная грамота» Пастернак вспоминал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». А.Скрябин одобрял его занятия музыкой и удостоил похвалой первые музыкальные сочинения молодого человека.

 

Но Пастернак не обладал абсолютным слухом, и это его удручало. Он оставил музыку «оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих».

В 1908 году, окончив гимназию, Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но через год переходит на философское отделение. Окончив университет, становится слушателем Марбургского университета, где получил приглашение сдать экзамен на докторскую степень, но вместо диссертации Пастернак «занялся стихописанием» и никогда уже не изменял этому занятию.

 

Однако философия оставила след в творчестве поэта. В сборнике стихотворений «Сестра моя - жизнь» есть цикл под названием «Занятье философией».









Ответить на вопросы (устно)

Какой путь прошёл молодой Пастернак, прежде чем стал поэтом?

Что оказало влияние на формирование Пастернака – поэта?

 

Вывод: Семья занимала важное место в становлении и развитии будущего поэта. Творческая обстановка дома, где часто устраивались музыкальные вечера, на которых присутствовали известные музыканты, художники, писатели. Фон, на котором происходило становление личности поэта, задавал высокие критерии требований к самому себе.

Прочитать выразительно стихотворения (стр. 205-210)

Анализ стихотворений. (Выводы по каждому стихотворенияю кратко записать).

Мы познакомились с фактами биографии Бориса Леонидовича Пастернака. А теперь постараемся постичь художественный мир его лирики, определим её основные темы и мотивы, опираясь на информацию о творческом пути поэта. Он писал: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Удалось ли это осуществить? Как слагались его стихи? Какое влияние оказывает нас, ныне живущих, лирика Б.Л.Пастернака?

Обратимся к стихам о любви Б.Л.Пастернака   «Красавица моя, вся стать…»

Вопросы для анализа:

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Вывод (записывают в тетради) Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос в душу человека и в мир, его окружающий. Влюблённый поэт становится богом, творцом всей Вселенной

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность.

  Анализ стихотворения «Весна в лесу»

Вопросы для анализа:

1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?

3. Объясните роль метафор и олицетворений.

Вывод Пастернак всегда считал, что поэзия существует в мире независимо от воли и желания людей, она есть проявление одной из граней природного начала, человек и природа — две равные беспредельности. Именно в связи человека, природы и поэзии — залог бессмертия человеческого духа.

Это стихотворение открывает последний сборник стихов «Когда разгуляется», это придаёт ему особые вес и значимость. Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти…»

Вопросы для анализа:

1. Докажите, что Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.

2. Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюблённого человека запечатлены в чувствах лирического “я”?

3. Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?

4. В чём видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?

Вывод: Поэзия – пророческое, божественное предназначение, особая миссия творца.

8. Рефлексия

Тему модуля понял(поняла)на высокий, повышеныый или базовый уровень

Выходной контроль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: