Л. Н. Толстой — критик дворянского общества в романах «Анна Каренина» и «Воскресение»

 

Какая основная мысль лежит в основе романа «Анна Каренина»? (мысль семейная, духовные и нравственные искания героев).

В чём трагизм главной героини романа? /не нашла счастья; искала честного бескомпромиссного счастья/.

Почему? /не смогла примириться с настоящим/.

Какое оно настоящее? Что окружает Анну? /ложь, лицемерие/.

В чём состоит лицемерие общества, с которым сталкивается Анна? /узнавая петербургскую аристократию, Анна подразделяет её на 3 круга:

-сослуживцы Каренина;;

-с помощью которых Каренин сделал свою карьеру (Анна поняла, что они притворяются добродетельными, а на самом деле злы и расчётливы). С этим кругом Анна порвала после знакомства с Вронским.

-оказалась втянутой в третий круг — центром которого была Бетси Тверская. Княгиня Бетси не скрывает своего вольного поведения.

 

Но Анна искала честного бескомпромиссного счастья. Вокруг себя же видела ложь, лицемерие, скрытый разврат. И не она судит этих людей, а эти люди судят её. Поступками этого круга людей руководит «благоразумие», а поступками героини — большое человеческое чувство. Завязка романа концентрируется вокруг проблемы счастья и несчастья в человеческой жизни.

Зачем Анна приезжает из Петербурга в Москву? /помочь избавить от несчастья семью Облонских/. Но узнаёт здесь, что она сама несчастлива. Идя навстречу своему счастью, делает несчастной Кити, которая в тот же самый момент сделала несчастным Левина.

Судьба Долли и судьба Анны — две противоположные судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать своё счастье и тоже несчастлива.

Что же выбрать?

В образе Долли Толстой показывает материнские чувства. Её жизнь — подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне. Семья Левиных может быть названа счастливой, но для Левина поиски семейного счастья не составляли главное в его духовных и нравственных исканиях. Отказ Кати делает его несчастным, но это ещё больше обостряет и углубляет его искания. Он стремится стать лучше, совершеннее, проявить себя на другом поприще, если не осуществилась мечта о счастливой семейной жизни. Это сближает его с Анной. Они не подчиняются слепо существующим нормам жизни, которые калечат человеческую личность, а пытаются строить свою личную жизнь соответствующую своим взглядам и понятиям о ней. В этом стремлении они терпят неудачи, мучаются и страдают, но не сгибаются, не сдаются, а духовно растут, изменяются, всё глубже познают окружающий мир. В каких же сложных вопросах жизни стремится разобраться Левин?

-крушение крепостничества — то, что рушилось, было понятно Толстому, как и Левину;

-становление капитализма — только укладывалось, было неясно и пугало их. Капиталистический строй вызывал у Левина враждебность, а крушение крепостничества — крушение дворянства вообще. В этом источник трагичности мировоззрения героя. Но утешение он черпает не в растущих капиталистических отношениях, а в общении с народом, в уверенности народа в своём будущем.

 

Писатель показал и трагическую сторону жизни лучших людей из господствующего сословия, и возможность преодоления трагизма путём сближения с народом.

Левин — характер автобиографический, его личность и биография во многом совпадают с личностью и биографией Толстого. Мысли и чувства Левина близки мыслям и чувствам Толстого 70-х годов. Жизнь другого героя (романа «Воскресение») Нехлюдова почти ничем не напоминает жизнь Толстого, но мысли и чувства его не менее близки Толстому 90-х годов. Это объясняется различием задач, которые ставились в «Анне Карениной» и связаны с образом Левина — выяснение истины; в «Воскресении» — обличение тех, кто живёт вопреки этой теперь уже найденной истине (учить народ нравственности).

 

 

Роман «Воскресение».

Какова проблематика романа? — Очень широка. Поставлены вопросы:

-о классовом неравенстве;

-о судьбах безземельного, бесправного крестьянства;

-о его ненависти к несправедливому общественному строю;

-о религии, стоящей на защите интересов эксплуататорских классов.

К моменту начала работы над романом «Воскресение» Толстой уже утвердился на позициях интересов патриархального крестьянства. Он считал, что истина им найдена и что все усилия надо направить на её осуществление. Главной чертой литературной и общественной деятельности писателя становится обличение эксплуататорских классов и государственного строя. Обличителем выступает князь Нехлюдов, его гнев — гнев самого Толстого.

 

Как же писатель обличает общественный и государственный строй России?

Через образ Нехлюдова, который порывает с миром угнетателей и стремится соединиться с миром угнетённых. Он многим напоминает любимых героев других произведений писателя, как и у них — напряжённые идейные искания, попытки прийти к «согласию с самим собой». В романе Толстой описывает два периода в жизни своего героя:

-до встречи с Катей Масловой в суде (в нём уже шла духовная работа — усовершенствовать свой нравственный мир, чтобы у трудового народа не было оснований обвинить его в тунеядстве).

-после встречи с Катюшей в суде (встреча пробудила в нём давно забытую мысль о достижении совершенства. Его нравственные страдания имеют уже другие причины. Отказ от своего богатства в пользу крестьян не был главной трудностью).

В чём же главная трудность?

Заслужить прощение у Катюши Масловой, искупить те грехи, которые он совершил, нравственно воскресить себя.

Как происходит перелом во взглядах Нехлюдова на мир и на своё место в нём? (быстро, без длительной внутренней подготовки). Увидав Маслову на суде, в первую минуту — лишь чувство испуга (может узнать его, их прежние отношения станут известны членам суда). Но вскоре другое чувство — раскаяние и желание загладить свой грех. Чувство отвращения к самому себе (особенно после суда встреча у Корчагиных с ожидавшей его невестой).

сцены суда играют двоякую роль:

-с огромной силой реализма показывают суд как насквозь лживое и лицемерное учреждение, ставит своей целью защиту интересов угнетателей.

-с другой стороны — как бы символизирует преступность жизни его собственной и его класса.

Почему Катя Маслова не соглашается выйти замуж за Нехлюдова? /для неё он при всех своих хороших качествах и добрых намерениях остаётся барином/.

Приговором суда определяется путь Масловой. Решением жениться на Масловой — определил свой путь Нехлюдов.

Решив заботиться о Масловой и людях ей подобных, он связал свою жизнь с судьбой угнетённых и бесправных людей. Ему открылись новые стороны действительности (чтобы добиться свидания — встречается с представителем власти, сталкивается с бюрократическим миром, который вершит судьбами страны. В Петербурге, куда он едет и надеется добиться изменения участи Масловой и многих других, ему открылась картина «ужасных историй царствующего зла». Князь окончательно уяснил вопрос об истинном отношении власти к народу).

В третьей части романа герой Толстого начинает сближаться с революционерами. По его просьбе Маслова была переведена из отделения уголовных в отделение политических. Нехлюдов уверен, что среда политических заключённых окажет на неё благотворное влияние. Затем — и его сближение с политическими.

Это свидетельствует о том, что Толстой (хотел этого или нет) признаёт благотворное воздействие революционной идеологии на забитые и отсталые массы. Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными, и благодаря их высоким моральным качествам движение героини к «воскресению» идёт быстро и уверенно. Пройдя через неверие и отчаяние, она «воскресла» к новой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: